Главная / Экономика / Великий борец и мыслитель

Великий борец и мыслитель

Имя и жизнь Энгельса обязаны быть знакомы каждому рабочему.

/В.И. Ленин/

1

Еще при жизни Фридриха Энгельса называли «человеком-титаном», «человеком-магнитом». Природа материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук щедро наделила его наилучшими качествами и в духовном, и в физическом отношении Родство — отношения основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака. Энгельс рос в противоборстве со всем, что его окружало, подобно героям легенд, былин и сказаний. В непрерывном сопротивлении мертвящей лютеранской догме, лицемерному служению прусскому королю и коммерции, в буре дум и желаний окрепла его воля. Играя на клавесине или листая книги, он уносился в поднебесье или окунался в кратеры вулканов, мысли забрасывали его в безграничное прошлое и будущее человечества.

Великий борец и мыслитель0

Его отец, тоже Фридрих, был безупречным представителем быстро набиравшей силу буржуазии, и только лишь мать – Элиза Энгельс понимала искания, неудовлетворенность, духовные переживания сына. И он отвечал ей доверием и преданностью.

Отец стремился воспитать Фридриха как собственного двойника, преуспевающего фабриканта и торговца, пуритански преданного Церкви, королю, купеческой гильдии, умножающего капитал, скупого и скаредного. А сын превратился в его противоположность, в грозного разрушителя культа наживы и принуждения, глашатая вольности и народоправства, вождя тех самых тружеников, которых беспощадно эксплуатировали заводчики.

Прометей, полубог, бросил на Олимпе вызов Зевсу, титан Зигфрид сразил зло великих богов. Маркс и Энгельс предсказали гибель капитализма.

Для Карла Маркса Генрих Маркс (нем отец был другом-единомышленником. У Фридриха Энгельса политические сомнения и протест появились уже в родной семье. Он с малолетства видел чудовищные противоречия вокруг безделья и богатства одних и изнурительного труда, и бедности других, и это поразило его.

Отец заставил Фридриха покинуть гимназию всего за год до выпускных экзаменов. Он все еще возлагал надежды сделать из своего наследника опытного коммерсанта. Тридцать пять лет Энгельс был обречен заниматься ненавистным ему делом. Но близость к рабочим Рабочий — наёмный работник на производственном предприятии, сотрудник начального уровня производственных компетенций, исследование их быта по-своему обогатили его. Гениальное первое, теоретически неуязвимое творение Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» явилось частично следствием тех вериг проклятой профессии конторщика текстильной фабрики, в которые его обрядила непреклонность отца-предпринимателя.

Изнутри исследовал Энгельс и хищнические законы среды, к которой принадлежал по рождению. Экономические корни, неизбежные кризисы, эксплуатация и условия закабаления рабочих были ясны ему смолоду. Сочувствие к обездоленным, представление о счастье на земле, потребность свободы для униженного человечества, гуманные чувства необоримой силой окутали сердце Фридриха Энгельса. Он и сам был прозрачен и чист, словно могучая стихия, любил море, пламень, вихрь, грозу.

В Берлине Энгельс, будучи призванным к воинской повинности, служил бомбардиром и потом учился вольнослушателем в Берлинском университете. Кем быть, какое избрать поприще? Его многогранность могла увести от единственной цели, в достижении которой человек открывает всю ширь ума и сердца. Энгельс легко мог бы стать поэтом, писателем, художником, видным военным, ученым в абсолютно любой области, наконец, крупным промышленником. Он первым создал жанр, обогативший литературу, – художественно-политический очерк. Его письма остаются непревзойденными. Энгельс был ярким писателем. Образы, идеи, зарисовки в его очерках стали классикой, и ни один литератор не может пройти мимо этого каскада мыслей и изысканнейшего их воплощения в слове одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. («Статьи и письма 1838–1845 гг.» Энгельса были изданы в 1940 году с его рисунками и стихами.)

Люди, подобные небесным светилам, не могут, родившись в одно время, не найти друг друга. Они неразделимы, как гром и молния, как тепло и огонь. В главном они едины. Энгельс и Маркс за длительное время до знакомства знали друг о друге устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит симпатия, общность интересов, духовная близость и взаимная привязанность; дружба предполагает общность увлечений, взаимное уважение, взаимопонимание и взаимопомощь, и является одним из лучших нравственных чувств человека.Дружба, как явление, выработана в процессе многовекового социального взаимодействия людей, а встретившись, соединили свои судьбы навсегда, дополняя друг друга и раскрывая в себе самое существенное и важное для науки об обществе и борьбы за его переустройство. И Маркс, и Энгельс считали, что счастье – это возможность сделать наибольшее число людей жизнерадостными. Они принесли в жертву своей, основанной на строгой науке область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, цели, привычные представления их времени форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения и среды о вещественном преуспевании и смысле бытия. Борясь неустанно с реакционными правительствами, воинствующим капитализмом, колониалистами, ханжами, они облегчили эпопеи ее поступательное движение к прогрессу.

«Святое семейство», «Манифест Коммунистической партии», написанные в 40-х годах XIX века, создавались вместе, их мысли и чувства текли согласно, так велика близость и мощь их интеллектов.

Великий революционер, ниспровергатель зла и создатель новейших путей к счастью – всегда романтик во всем бездонном значении этого слова. Душа гения, будь он ученый, музыкант, поэт, живописец, всегда исполнена добра и сочувствия к страдающим людям.

Молодость Энгельса совпала с революциями 1848 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). Он был тогда не только лишь выдающимся теоретиком, одним из двух, бросивших миру призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», но и бесстрашным командиром.

Его смелость в поединках, которые вели немецкие революционеры, безгранична. Вместе с последним отрядом, опаленным порохом, преследуемый прусской контрреволюцией, Энгельс ушел в Швейцарию, а в скором времени он снова рядом с Марксом в Англии.

Обаяние Энгельса отмечали все его современники. Оно живет в его эпистолярном наследстве – в письмах, оставшихся населению земли.

Образ Энгельса уничтожает равнодушие. Он ошеломляет масштабностью, силой, многообразием.

Невозможно охватить всё большущее богатство трудов Фридриха Энгельса. Непостижимо, как он всё успевал – великий труженик, философ, социолог, ведущий экономист, исследователь природы, – сопрягая интеллектуальный размах с практической деятельностью по созданию вместе с Марксом Коммунистической партии, выступления на конгрессах, собраниях, встречах с рабочими и соратниками различных стран Европы, выпуская ежедневную боевую газету. А в конце жизни совершил настоящий подвиг: разобрал и подготовил к печати бессчетные рукописи Маркса, а в итоге обобщил марксистское учение в очень знаменитой и востребованной брошюре «Людвиг Фейербах и конец традиционной немецкой философии особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира».

2

За несколько лет до конца жизни Энгельс составил список своих сочинений. В списке книг, написанных вместе с Марксом и индивидуально, – шестнадцать пунктов. Последним значится памфлет «Брентано contra Маркс», размещенный в 1891 году. Под номером 15 – брошюра «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», выпущенная в 1891 году. «Эта листовка, – написал однажды Г.В. Плеханов ее автору, – дает внимательному читателю больше, чем сотни томов, написанных официальными философами – философами по профессии».

Вправду, это, в сущности, итоговое теоретическое сочинение Энгельса, его философское завещание.

Впервые эта работа увидела свет в 1886 году. Поводом к ее написанию послужил выход книжки К.Н. Штарке «Людвиг Фейербах». Редакция журнала социал-демократов Die Neue Zeit обратилась к Энгельсу с просьбой высказаться об данной книге. Энгельс, несмотря на предельную занятость иными делами, прежде всего подготовкой к печати оставшихся незавершенными томов «Капитала», принял предложение. «…За нами, – считал Энгельс, имея в виду себя и покойного Маркса, – остается неоплаченный долг чести: полное признание воздействия, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах немецкая фамилия в большей мере, чем какой-нибудь философ после Гегеля Вильгельм Фридрих Гегель (нем». Правда, в собственном отношении, как напишет Энгельс позже в предисловии к работе, они с Марксом по отдельным поводам высказывались, но «что касается Фейербаха, который всё же в известном отношении является посредствующим звеном меж философией Гегеля и нашей теорией, то к нему мы совсем не возвращались». Теперь настала пора дать долг чести.

В брошюре изложена позиция Энгельса и Маркса по отношению к коренным проблемам публичной науки. Другие сочинения так и остались в рукописях: «грызущей критике мышей» была предоставлена «Германская идеология», написанная вместе с Марксом в середине 1840-х годов, в ней содержался первый основательный очерк материалистического осознания истории; так и осталась незаконченной «Диалектика природы»: сначала работа была прервана необходимостью срочного выступления против Дюринга, потом – в связи с обязанностями, выпавшими на долю Энгельса после смерти К. Маркса…

В отличие от ранее написанных Энгельсом философских сочинений, «Людвиг Фейербах» имел не столько критичный, сколько положительный, позитивный, в собственном смысле слова творческий характер. Эта особенность не случайна; она связана с тем, что по собственному содержанию данный труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества был именно итоговым, общетеоретическим.

После смерти Карла Маркса Энгельс выступил с рядом работ, раскрывающих отношение марксизма философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом к его предшественникам. Было нужно дать анализ нового, привнесенного в общественную теорию Марксом.

Существовала и причина личного спец свойства, которую также нельзя сбрасывать со счетов, оценивая творчество Энгельса последнего десятилетия его жизни: после погибели Маркса обострилось чувство надвигающейся старости, и Энгельс все чаще обращается к мысли это познавательная деятельность человека о необходимости подвести итоги произведенному ими обоими более чем за сорок лет, в частности, в науке. Стремление удовлетворить эту всё нараставшую потребность теоретического самосознания находило подкрепление в запросах идейно-политической борьбы конца может означать: Конец — завершённость чего-либо XIX века: в буржуазной (а скоро и в ревизионистской) литературе плодились и распространялись пустопорожние вымыслы насчет отношения марксизма к иным соц, экономическим и философским учениям прошлого и настоящего.

Вот почему в начале 1886 года Энгельс приступает к написанию труда, основной задачей которого было показать в самой общей форме отношение миропонимания его и Маркса к философским учениям, явившимися непосредственными предшественниками и идейными источниками диалектического и исторического материализма.

В 1-ой главе «Людвига Фейербаха» Энгельс раскрывает основные противоречия учения Гегеля – между его революционным диалектическим способом и консервативной, пронизанной идеализмом, догматической системой. «Гегелевская система охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система, и развила в данной области еще и поныне поражающее богатство изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток) мыслей». В каждой из исторических областей Гегель старался поискать и указать проходящую через нее нить развития. «А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление всюду составило эпоху. Само собой понятно, что нужды «системы» довольно часто заставляли его тут прибегать к тем насильственным конструкциям, по поводу которых до сих поднимают такой ужасный крик его ничтожные противники. Но эти конструкции служат только лишь рамками, лесами возводимого им здания. Кто не задерживается излишне на них, а глубже проникает в грандиозное здание, тот находит там бесчисленные сокровища, до реального времени сохранившие свою полную ценность».

Собственно Фейербаху Энгельс посвящает вторую и третью главы собственной работы. Определяя сущность высшего вопроса философии как вопроса «об отношении мышления к бытию, духа к природе, Энгельс детально подвергает анализу воззрения Фейербаха под этим углом зрения.

В центре анализа оказываются внутренние противоречия фейербаховского учения: безжалостный критик идеализма и религии вообще, гегелевского панлогизма и христианства в особенности, Фейербах, дойдя до «чистейшего материализма», до представления о том, что «материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи», тут и останавливается: «Он не только лишь не сумел перешагнуть за пределы философии, выдавшей себя за некую науку наук, парящую над всеми отдельными науками и связывающую их воедино, – эта философия осталась в его очах неприкосновенной святыней, – но даже как философ профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения он остановился на полдороге, был материалист внизу, то есть в осознании природы, идеалист вверху – в трактовке общества или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. Он не одолел Гегеля оружием критики, а просто откинул его в сторону как нечто негодное к употреблению; в то же время он сам не был в состоянии противопоставить энциклопедическому богатству гегелевской сиcтемы ничего положительного, за исключением напыщенной религии любви и тощей, бессильной морали».

Раскрывая в четвертой главе существо «нового направления» в философии (т.е. их с Марксом философских взглядов), Энгельс показал, что оно означало последовательное проведение материализма во всех областях некоторая часть большей структуры познания, в том числе в понимании общества. При этом «Гегель не был просто отброшен в сторону. Наоборот, за исходную точку была взята революционная сторона его философии, диалектический способ». «Вместе с тем гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать – вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове».

Согласно Энгельсу, основная задача философии «нового направления», то есть философии марксизма, состоит прежде всего в разработке материалистической диалектики как методологии, вооружающей науки для полностью суверенного, самостоятельного изучения различных областей действительности. И дело даже не столько в признании тем или другим мыслителем диалектического характера мирового процесса, сколько в том, чтобы уметь применить диалектику в качестве способа, уметь «применить ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования». Энгельс определяет эту мысль в таком предельно кратком виде: «Всё миропонимание Маркса – это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для предстоящего исследования и методы для этого исследования в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов; в более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо; результат такого действия (исследования), научный труд, документ с описанием изученного объекта или чего-то».

Богатейшее содержание, доступное, увлекательное и яркое изложение сложных теоретических вопросов определили поразительно кипучую жизнь этой книги в общественном сознании.

3

Философия как диалектический метод знания действительности исчезает из нашей жизни, ее уже изгоняют из высшей школы и заменяют историей науки. «При теперешнем методе производства как в отношении естественных, так и в отношении общественных последствий человеческих действий принимается в расчет основным образом только первый, наиболее очевидный результат. И при этом еще удивляются тому, что более отдаленные последствия тех действий, которые ориентированы на достижение этого результата, оказываются совершенно иными, по большей части совершенно противоположными ему, – писал Энгельс в «Диалектике природы», – эти неожиданные последствия очень часто уничтожают значение первых».

Никто сегодня не оспаривает, что «Труд – первоисточник всякого богатства. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в роскошь. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни основное понятие биологии — активная форма существования материи, которая в обязательном порядке содержит в себе все «свойства живого»; совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме, позволяющих осуществлять обмен веществ и его деление, и притом в таковой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Ф. Энгельс).

Современная цивилизация перебегает к шестому, технологическому, укладу. Его социально-антропологическая суть – освобождение человека от физического и умственного труда, подмена его машинами с искусственным интеллектом. Это приведет к превращению человека в нечто роботообразное, а его общество – в Технос. Прогрессисты обещают, что всё про-во будет автоматизировано, компьютеризировано и хозяйственная деятельность станет осуществляться без затрат живого человеческого труда. Новые достижения предполагают «распространение таких технологий, моделей ведения бизнеса и формы поведения, которые искореняют необходимость в труде и содействуют продвижению мировой экономики к изобилию».

Если посмотреть на подобные обещания прогресса более пристально, то окажется, что автоматизированная хозяйственная жизнь станет осуществляться не просто без труда, она будет проходить без присутствия в ней людей. С учетом «достижений» социогуманитарных спецтехнологий – и социальная. И не только. Технологии хай-тек изменят и духовную, и интеллектуальную деятельность. Вообще – жизнь. И уже катится по миру вал вдохновенных кликов о том, что «изобилие без труда» есть высшее благо.

Однако более убедительной теории, что труд сделал человека, который сколько существует, всегда в разных формах трудился, нет. Трудом объясняется, как писал Энгельс, телесность и сознание человека разумного, весь его облик и культура. Способность к труду отделила и отличила нас от любых других живых существ. Труд же не в одиночку, а кооперативный, не голой рукой, а с орудиями есть производство, характер которого определяет состояние общества. И вдруг – жизнь без труда…

Базовый, а может быть, и роковой поворот в истории, затрагивающий саму природу вида Genus Homo (родового человека)! Проводились ли какие-то исследования, кто слышал обсуждения и гневные споры на форумах, как существовать (или не существовать) ему в такой роли и качестве? Никаких опасений за судьбу населения земли, никаких забот. Только радость в предвкушении новых достижений Достижение — попадание в определённое место, переход к определённому статусу, возрасту или качеству, воплощение определённого плана в развитии техники. Станислав Ежи Лец иронично предсказывал: «техника так совершенствуется, что скоро человек сможет обойтись без самого себя». А сейчас можно добавить, что техника может обойтись и без человека.

Люди очень много мечтали об избавлении от тяжести труда и облегчении своей жизни, сочиняли сказки, создавали философско-теоретические утопии, когда труд сведется к нажиманию кнопки. Сейчас эти мечты воплощаются в реальность. Дело дошло до избавления людей не только от физического труда, но и от интеллектуальной деятельности – замены естественного человеческого интеллекта искусственным, компьютерным, именно замены, а не дополнения. Освещая недавнешнюю конференцию по нейрокибернетике, журналист, выражая общее настроение ее участников, написал о планах на ближайшую перспективу: ученые создадут ум, который будет сильнее человеческого. Другими словами, ученые работают над тем, чтобы создать мозг, превосходящий человеческий, как они надеются, в тысячи и миллионы раз. А самим остаться на этом фоне безмозглыми?

Додумались до того, чтобы больше не мыслить. «Пусть думает компьютер – он железный». Именно такой результат и будет, если не пытаться что-либо сделать. Для начала надо хотя бы понимать, что люди – если на первых порах и останутся – то в роли покупателей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если представить их социальное положение после дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (в нескольких государствах по совместительству) и в международной организации; официальный представитель интересов и руководства своей страны конца труда – они будут «жить и развиваться» в статусе паразитов.

Потребительско-паразитический рай! Население земли вырождается незаметно, личность трансформируется в зомби. Еще Гераклит говорил: не лучше было бы человеку, если бы исполнялось всё, что он пожелает. Сейчас можно видеть, как он был прав! А не современные люди общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры, ученые и технологи, вооруженные тысячелетним опытом знания, но нисколько не поумневшие. Ученые, но не мудрые. Которые создают и жаждут практической реализации утопий нового типа – техногенных, и, видимо, самой превосходной – обеспечения паразитического, без трудового существования человека… На потребительском существовании процесс не остановится. Уже сейчас неограниченное потребление перерастает в «свое другое» – потребление самих людей. Появляется общество потребления человека. Он сливается с техникой, превращается в киборга и растворяется в техносфере. Дело дошло до дискуссий о «нейротехнологии». Будет вам и Бог – поселим в мозгу, обещают передовые прогрессмены. Сумасшедшие перспективы.

Фридрих Энгельс писал: «Не станем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Абсолютно каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь – совершенно другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых… Но если уже потребовались тысячелетия для того, чтобы мы научились в известной мере считать заранее более отдаленные естественные последствия наших, направленных на производство, действий, то еще гораздо сложнее давалась эта наука в отношении более отдаленных общественных последствий этих действий».

Но «всё, что возникает, заслуживает смерти» – Энгельс приводит эти слова из «Фауста», – поэтому и человечество как ветвь от Дерева Жизни когда-нибудь пропадет. Но зачем же торопить события? Как единичный человек желает жить дольше, так и человечество должно мыслить о своем будущем и не стремиться к смерти. Энгельс предупредил.

В последние годы жизни Энгельс Энгельс (нем в особенности много внимания уделял делу работа, занятие, действие не для развлечения; предпринимательство, коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения международного сплочения пролетариата.

«После смерти прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма Маркса, – писал Ленин, – Энгельс один продолжал быть советником и управляющим европейских социалистов. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса». Энгельс участвует в подготовке Интернационального конгресса социалистов (Париж, 1889 г.) и добивается гегемонии марксизма в созданном на конгрессе объединении социалистических партий – Втором интернационале.

Подобно Марксу, Энгельс пристально следил за революционной борьбой русского народа; в 1882 году Маркс и Энгельс писали о том, что Российская Федерация является передовым отрядом революционного движения в Европе. Владея русским языком и следя за российской литературой, Энгельс поддерживал постоянную связь с русскими революционерами. С большой радостью встретил он уведомление об образовании в России первой марксистской группы – «Освобождение труда», члены которой постоянно находили радушный прием и поддержку в его доме.

В 1894 году здоровье Энгельса резко усугубилось, и он умер 5 августа 1895 года. Согласно его воле, тело Энгельса было предано кремации; урна с прахом была опущена в море у Истборна (Великобритания) – любимого места отдыха Энгельса.

Всё последующее историческое развитие подтвердило правоту марксизма, показало его огромное воздействие на народные массы. Подлинным триумфом идей Маркса и Энгельса явилась Величайшая Октябрьская социалистическая революция, в результате которой возникло первое Первое — озеро в Челябинской области государство пролетариев – СССР.

А. Кутырева

sovross

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан