Главная / Общество / Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Русской Федерации Союзное государство, Союзные государства — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те денежные средства, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе0

Но истоки этого решения нужно искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов очутились весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики. 

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из 2-ух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный элемент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не понижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых буквально через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом рабочему гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не мение 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Российская Федерация лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране чуть достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в РФ связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а иногда и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные опыты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на базе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Русской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы ясно проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы. 

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Создатели тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем в два раза. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денежных средств у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, создаваемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта большая сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «только в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря просто, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные скопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже 6 лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто напросто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Убежден, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую промоакцию! 

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система хоть какого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления страны, тем меньшее число рабочих требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошедшего столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Российская Федерация отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — приблизительно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Англии, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и обязаны отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Российская Федерация от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) он, к примеру, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Англии — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в мировой экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пожилых людей общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в гос-вах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Иными словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе конечно создает напряженность в системе множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Подразумевается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию регулярные денежные выплаты лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца или в связи с длительной профессиональной деятельностью по старости для неработающих пожилых людей в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний спец уровень Уровень — измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью с пузырьком воздуха пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из грядущего с нынешним пенсионным обеспечением долга — залог Обеспечение валюты золотом и серебром — Биметаллизм Обеспечение валюты золотом — Золотой стандарт, МонометаллизмТехникаМатематическое обеспечение Программное обеспечениеВоенное делоТыловое обеспечение Оперативное обеспечение Тактическое или боевое обеспечение.ЮриспруденцияОбеспечение иска в развитых странах территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тыс рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей название современных валют России (российский рубль), Белоруссии (белорусский рубль), а также непризнанного государства Приднестровская Молдавская Республика (приднестровский рубль). Американцы получают по 1164 бакса — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тыс рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч натуральное число 1000, десять сотен, 10³ рублей.

Политико-экономический разбор «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально важная пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также полностью однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного элемента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести настоящую ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что правительство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета людей в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения опять начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

 

Автор: ЮРИЙ ВОРОНИН

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан