Не пропусти
Главная / Новости СПБ / «Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

«Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

Новость на карте С 1970-х годов в Пушкине разрушается «Королевский вокзал», однако законсервировали историческое здание только недавно. Теперь павильон хотят отдать на восстановление инвесторам, но не факт, что это кого-либо заинтересует. Наш дом Россия разбирались, почему объект культурного наследия превращается в руины, можно ли спасти павильон от распада и действительно ли работы по сохранению «Царского вокзала» начались в срок. «Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

«Царский вокзал», построенный в Пушкине в начале XX века, был заброшен более 50-ти лет назад, но аварийным здание признали только в 2017 году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). После консервации объекта культурного наследия власти Петербурга занялись поиском инвестора, который бы вернул объект. В 2021 воз и ныне там — желающих отреставрировать павильон в основном небольшая изолированная постройка по-прежнему нет, а эксперты уверены, что дальнейшее промедление сгубит уникальный памятник архитектуры.

От пожара до общежития – история павильона «Царский вокзал»

В 1895 году для приема императорских поездов, прибывавших в Царское Село буквально через станцию Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги, были построены деревянные Императорский павильон и крытая платформа. Зимой 1911 года древесное здание полностью сгорело, а на его месте по проекту архитектора Владимира Покровского был построен ныне существующий павильон «Королевский вокзал».

Большое влияние на облик и планировку Царскосельского павильона оказал Императорский (сегодня – Витебский) вокзал в Петербурге. Парадная часть вокзала была разбита на три зала: центральный квадратный вестибюль с парадным крыльцом по центру, зал с южной стороны для царской семьи и с северной — для подданных. У восточного фасада вокзала над перронами и путями находился железный дебаркадер, который служил для приема поездов.

Во время Первой Мировой войны (до 1917 года) Королевский павильон служил для доставки раненых в развернутый в Федоровском городке госпиталь. С 1918-го здание переименовали в павильон Урицкого и сделали общежитием рабочих Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо «Ремпутьмаш».

Тогда же с шатра над крылом пропали королевские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, а крыльцо превратилось в кухню; Были утрачены мебель, осветительные приборы и другие предметы декоративно-прикладного искусства. В 1970-х здание расселили и оно пришло в запустение.

«Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

Несогласованность или бездействие?

Сегодня объект культурного наследства, расположенный на Академическом проспекте в Пушкине Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века, находится под угрозой исчезновения. О неудовлетворительном состоянии «Царского вокзала» власти северной столицы рассказали почти три с половиной года назад: о консервации павильона стало известно в октябре 2017 года.

Невзирая на сильное разрушение в интерьере павильона сохранились подлинные фрагменты уникальной полихромной темперной живописи начала XX века, потому здание было решено сохранить.

Увы, оперативному решению вопроса помешала бюрократия. Как сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в комитете по муниципальному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), согласно законодательству, «содержание нежилых построек, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам, отнесено к полномочиям районных администраций».

«Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

При этом начать работы по содержанию и консервации строения муниципальные власти могли только после того, как КГИОП признает памятник аварийным.

Предписание о необходимости спасти здание от распада поступило в администрацию Пушкинского района еще весной 2016 года, а КГИОП признал здание аварийным только лишь в 2017 году, после чего прошли работы по консервации здания.

Обезопасить объект после воззвания председателя КГИОП Сергея Макарова помог Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Как рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в администрации Пушкинского района, спецы выполнили монтаж оконных и дверных заполнений в проемы, провели устройство консервационного покрытия шатра крыльца, отчасти укрыли кровлю, а также отремонтировали кровлю северо-восточного фасада здания, установили временный забор и вывезли из павильона бытовой мусор. 

«Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

«Данный памятник сооружение, поддерживающее воспоминания о чём-либо просто забыли»

Во время разговора с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ жители Пушкина отметили, что здание павильона «Королевского вокзала» разрушается уже долгое время. Горожане уверены, что власти это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению должны были начать противоаварийные работы еще раньше.

«Этот вокзал превратился в руины уже очень и очень давно, — рассказал во время беседы с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщения о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент местный обитатель Артем Капланов.  А наши власти признали здание аварийным совсем недавно. Про этот памятник просто напросто забыли на десятилетия. А если бы спохватились раньше и хотя бы законсервировали здание, то оно меньше бы разрушилось».

С позицией местных обитателей согласен и председатель Совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Андрей Тетыш. Он считает, что предпосылкой разрушения павильона «Царский вокзал» стало бездействие КГИОП и администрации Пушкинского района.

«Признание объекта аварийным носит только технический характер. Если проще, нужно ответить на один вопрос: опасно ли заходить на территорию людям? Я не понимаю, почему данный вокзал комплекс из одного или нескольких зданий и сооружений, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа так долго не признавали аварийным. Не дай Бог что-то бы обрушилось и еще бы люди пострадали. Чиновников бы пересажали пачками без особенных церемоний. Ладно, люди не беспокоятся о судьбе зданий. Но о собственной шкуре почему не подумать? Странно, что администрация района не проявила ранее инициативу», — подчеркнул Андрей Тетыш.

«Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

Спасти (,) нельзя (,) оставить. Что дальше?   

На сегодняшний день здание павильона «Королевского вокзала» в Пушкине по-прежнему находится на балансе Санкт-Петербурга. В ответ на обращение НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о дальнейшей судьбе исторического монумента в комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) ответили, что его надеются восстановить в рамках программы «Рубль за метр»:

«Нежилое здание по адресу: С-Петербург, город Пушкин, Академический проспект, дом 35б, литера А, находится в государственной собственности Санкт-Петербурга . Его планируют выставить на торги по городской программке «Рубль за метр» — арендатор здания должен будет провести работы по восстановлению здания, а по окончании работ получит право на льготную арендную плату в размере 1 рубль за 1 квадратный метр».

О планах передать здание инвестору по вышеуказанной программке власти города сообщали еще в октябре 2017 года, однако комитет имущественных отношений готовит документы для проведения аукциона только лишь сейчас. Чем занимались специалисты на протяжении трех с половиной лет, с момента консервации здания и признания его аварийным — остается загадкой.

«Экономически невыгодно»: про «Царский вокзал» забыли на десятилетия, превратив в руины

Андрей мужское имя греческого происхождения Тетыш стратегию КИО не делит. Эксперт считает, что поиск инвестора, который восстановит павильон «Царский вокзал» — долгое и экономически нерентабельное занятие, а пустить все на самотек — то же самое, что стереть объект культурного наследия с карты Пушкина:

«Какова судьба строения? Может, там откроют музей… но никто из инвесторов за это не возьмется, потому что это экономически невыгодно. Один из вероятных вариантов — передать объект Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя) РЖД или другой госкорпорации. Если мы хотим, чтобы это был бизнес, то власти должны подумать, как конкретно это здание синоним: дом — результат строительства, представляющий собой объемное надземное строительное сооружение, включающую в себя помещения, предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, а также сети и системы инженерно-технического обеспечения будет приносить деньги. Просто бросить все в том виде, который есть — значит подписать историческому зданию смертный приговор».

Андрей Тетыш выделил, что сохранить павильон можно, однако это довольно сложный процесс.

«Спасти павильон возможно только благодаря компромиссу меж адекватным сохранением памятника и адаптацией здания под реальность, — объясняет Андрей Тетыш. — Где эта грань — нужно садиться и разбираться предметно».

Эксперт отметил, что в здании мог бы показаться тематический общепит или места для временного размещения людей. При этом делать из «Царского вокзала» типичную гостиницу Андрей Тетыш не рекомендует.

По мнению председателя Совета директоров АРИН, павильон мог бы стать отличным местом для выездной регистрации новобрачных: такое решение позволит сохранить неподражаемый антураж здания и передать его историческую ценность.

Если вас волнует судьба заброшенных зданий возле вашего дома или работы может означать: Работа — это выполнение действий во времени и пространстве с применением силы, пишите нам на letter@nevnov.ru или звоните по телефону +7 (981) 722-50-48.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан