Всё самое новое и технологичное достается военным. Технологии, отлично зарекомендовавшие себя в армии, постепенно осваиваются гражданским сектором.
Так было, к примеру, с реактивными и ракетными движками. Однако в случае в летающими автомобилями и дронами, способными перемещать людей, логика отдала сбой. Последние годы серьезные корпорации и никому не известные стартапы убеждали наивную публику, что вот-вот в небе появятся летающие такси. Новый вид транспорта в теории и в компьютерной анимации дарил юзерам просто безграничную свободу и мобильность.
Но на дворе 2020 год, и обещанных электро беспилотников (как и пилотируемых машин), снующих по небу, нет.
Челнок «Hexa» перед военными США.
Надежду умирающей идее дали в ВВС Соединенных Штатов. Конкурс Agility Prime, объявленный в 2019 году (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)), ориентирован на создание прототипов малогабаритных летающих машин, способных к вертикальному взлету. В качестве одной из целей спецпроекта является разработка некоей альтернативы современному конвертоплану V-22 Osprey. Нужно сказать, каких-то твердых требований к компоновке летательного аппарата в командовании ВВС не выдвинули. Это может быть и многоместный летающий автотранспорт, и табуретка с множеством винтов, и грузовой дрон (летательный аппарат (БЛА, реже БПЛА; в разговорной речи также «беспилотник» или «дрон», от англ. drone — трутень) — летательный аппарат без экипажа на борту). Очевидно только, что в качестве силовой установки подразумевается использовать электромоторы, питаемые литийионной или литийполимерной батареей.
Ключевым преимуществом схожей схемы должна стать бесшумность и приспособленность для применения силами особых операций в тылу противника. Машина (русская фамилия) может быть, как полностью пилотируемой, так и перемещающейся в автоматическом режиме. На 2020 год для программы Agility Prime запланированы 25 млн. баксов. Кто же претендует на роль летающих такси для Пентагона?
Наиболее проработанным альтернатом выглядит индивидуальный летательный аппарат от компании Lift Aircraft под именованием «Hexa». Это восемнадцатироторная машина, которой достаточно сложно определить место в иерархии летающей техники. Ближе вообще всего, наверное, будет летающий челнок или мультироторное летающее такси.
«Hexa» в штатском исполнении.
Весит этот челнок без малого 200 кг и собран в большей степени из карбона. Впервые «Hexa» поднялся в воздух в ноябре 2018 года. По действующему законодательству пилоту такового челнока не требуется лицензии для управления – в этой весовой категории можно все и всем.
Летающее такси лишено шасси в обычном понимании, вместо этого предусмотрены поплавки, играющие еще и роль энергопоглощающих частей на случай жесткой посадки. Безопасность полета обеспечивает парашют Parazero BRS, выкидываемый пиропатронами, что до 10 метров сокращает минимальную высоту спасения пилота. Парашют способен раскрываться и в автоматическом режиме. Как заявляет производитель, «Hexa» способен мягко приземляться с шестью выключенными движками.
Такой запас надежности неслучаен. Технику предполагают использовать в военнослужащих целях, и множество моторов с индивидуальными аккумуляторами на челноке повышает устойчивость как к стрелковому оружию, так и к банальному выходу из строя отдельных силовых установок. В случае двух-, трех- и даже четырехмоторных летательных аппаратов вопрос надежности стоит еще острее. «Hexa» может управляться как с внешнего пульта, так и самим пилотом из кабины. За исключением этого, предусмотрен полностью автоматический режим полета по заранее данному маршруту.
Как любой дрон, челнок от стартапа Lift Aircraft возвращается обратно домой в случае (в древнегреческой философии Случай в страховании Случай в финансах Случай в гражданском праве Случай в уголовном праве Случай — название ряда фильмов) чрезмерного разряда батареи. Первоначально «Hexa» разрабатывалась для штатского использования, и уже сейчас каждый желающий может купить себе таковой агрегат. Правда, на сайте упоминается об очень ограниченном количестве готовых машин и даже не указывают стоимость. Похоже, что на постройку серийных челноков у компании просто нет денег. Тем не мение, счастливый потенциальный пользователь может предоставлять челнок в краткосрочную аренду, зарабатывая на каждом полете.
Самые очень большие надежды разработчики питают, конечно, в отношении конкурса Agility Prime. 20 августа 2020 года исполнительный гендиректор Lift Aircraft Мэтт Чейзен продемонстрировал на одной военных баз в Техасе возможности аппарата «Hexa» перед представителями ВВС. Челнок (может означать: Челнок — чёлн, маленькая лодка) с пилотом четыре мин маневрировал на высоте 12 метров, а затем успешно приземлился под рукоплескания немногочисленных зрителей. Надо отметить, что Чейзен презентовал несколько переделанный вариант «Hexa» – в частности, на «военной» версии поплавков было больше. На данный момент непонятно, получили ли ребята из Lift Aircraft добро на дальнейшую работу в рамках конкурса.
В феврале текущего года компании-стартапы Beta Technologies из Вермонта и Joby Aviation из Калифорнии получили доступ к соучастию в третьем демонстрационном этапе конкурса Agility Prime. Они смогли обосновать ВВС жизнеспособность своих конструкций и получили деньги на практическую реализацию мыслей. В будущем для испытаний военные предполагают купить не менее 30 машин.
Изберут из тех, кто будет наиболее впечатляющим в воздушной гонке на прототипах Area of Interest One (AOI-1). Условия к гонке следующие: перенести на 160 километров от трех до восьми человек со средней скоростью не мение 160 км/ч. Упоминаемая «Hexa» по габаритам и грузоподъемности не является прямым соперникам продуктам Joby и Beta, так как относится к категории AOI-2, где требуется перемещать 1-3 человек. Есть еще и категория AOI-3, в которой соревнуются очень тяжелые грузовые дроны.
Разработчики пока не представили свои прототипы, но у Joby Aviation есть козырь – фактически готовый четырехместный электрочелнок вертикального взлета и посадки. Это летающее такси разрабатывалось для штатской эксплуатации и, вероятнее всего, станет основой для военной модели. Тем более что по всем характеристикам на бумаге машина соответствует требованиям Area of Interest One (AOI-1). Beta уже три года работает над шестиместным летательным аппаратом на электротяге ALIA-250c и на данный момент модернизирует его для ВВС США. Разработчики говорят, что при создании прототипа вдохновлялись эстетикой арктической крачки. Автомашина действительно получилась немного необычной.
Летающее электрическое такси от Joby Aviation.
В ранце Beta Technologies, кроме рукотворной крачки, есть еще и технологии очень быстрой зарядки батарей, что также может сыграть свою роль в конкурсе ВВС. По словам кураторов Agility Prime, собственные разработки на суд жюри представили 15 авиапроизводителей не только из США, но и из других государств. В частности, намерения участвовать в проекте озвучили японцы.
Четырехмоторный дрон от NEC Corp планируют запустить в серию в 2026 году, и военная определенная версия этого электрического челнока вполне может понравиться Пентагону. Но машина пока только учится летать, причем на привязи и в клеточке безопасности. При снаряженной массе в 150 кг дрон должен поднимать в воздух одного-двух человек. Весьма оптимистические параметры, надо сказать.
ALIA-250c от Beta Technologies.
Будущая электрическая революция в армии, если она вообще случится, принесет очень много интересного. Прежде всего техника обретет бесшумность и относительную незаметность для тепловизионных устройств наблюдения. Бойцы получат невероятную мобильность.
Примером могут стать опыты полиции Дубая с летающим мотоциклом Hoversurf. Недавно он, правда, чуток не убил своего наездника, но это пока списывают на новизну техники. Но и нерешенных проблем с летающими электричками для военных пока немало. Во 1-х, это малая дальность полета техники, ограниченная емкостью батарей. До конца непонятна логика использования таких экологически незапятнанных летательных аппаратов в случае разрядки аккумуляторов. Где в полевых условиях находить источник тока?
Во-вторых, сами литийионные батареи пожароопасные и в случае поражения пулей или осколком могут вспыхнуть, а тушить их особо будет нечем: вода с пеной для этого не подходят. В-третьих, гонка за наибольшее облегчение подобной летающей техники исключает даже намек на применение самой простой брони. Не самый лучший вариант для армии, не так ли?