Главная / Политика / К осени рынок труда ждет третья волна кризиса

К осени рынок труда ждет третья волна кризиса

К осени рынок труда ждет третья волна кризиса0

ДАННОЕ Уведомление (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) Рос ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Если в марте и апреле падение количества вакансий происходило, в основном, из-за приостановки найма, то на данный момент речь может идти уже о сокращении числа рабочих мест, отмечают в ЦБ.

В марте–апреле 2022 года в РФ заметно сократилось количество вакансий незамещённая должность практически во всех сферах. Тогда эксперты объясняли это тем, что компании просто-напросто приостановили набор сотрудников, не понимая, что будет дальше. Сейчас на рынке труда началась вторая волна, которая связана уже с сокращением числа рабочих мест, считают в ЦБ. Третью волну изменение некоторой совокупности физических величин (характеристик некоторого физического поля или материальной среды), которое способно перемещаться, удаляясь от места своего возникновения, или колебаться внутри ограниченных областей пространства специалисты прогнозируют в конце лета — начале осени. Как меняется рынок труда в России, разбирался «Росбалт».

Только лишь за последнюю неделю весны, с 23 по 30 мая, зарегистрированная безработица в России выросла на 11,5 тысяч человек, рассказала вице-премьер РФ Татьяна Голикова.

Как заявил «Росбалту» бывший замминистра труда деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и (или) общества РФ, член Конфедерации труда РФ Павел Кудюкин, такой рост безработицы сейчас логично объясняется трудовым законодательством РФ. «В марте-начале апреля уходящие из РФ компании объявили о сокращении рабочих мест. Соответственно, по закону два месяца после этого работники еще считались в штате и получали зарплату. Сейчас их начинают увольнять совсем», — отметил собеседник агентства.

Вообще всего же в России, по последним данным, 685,4 тысячи официально безработных. Это только те люди, которые лишились источника дохода и встали на учет в службе занятости.

«Зарегистрированная отсутствие работы в России никогда не показывала реальной картины на рынке труда, потому что до последнего времени, до ковида, у нас было маленькое пособие по безработице и люди просто не ходили регистрироваться в службу занятости», — заявила «Росбалту» доктор кафедры социальной и экономической географии России МГУ, эксперт Московского представительства Международной организации труда Наталья Зубаревич. По словам профессионала, показатель зарегистрированной безработицы — институциональный. Он зависит от тех правил, которые работают в стране. В том числе от размера пособий, от того, как просто или сложно проходит регистрация.

В то же время, по данным Международной организации труда (МОТ), реальная безработица в РФ выше «официальной» и составляет 4% всего трудоспособного населения страны, отметила эксперт. «Это исторический минимум, у нас никогда не было таковой низкой безработицы, исчисляемой по методологии МОТ. Во-первых, рынок совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами труда действительно восстановился после ковидного кризиса. Во 2-х, сейчас на рынок труда выходит очень малочисленное поколение, а с рынка труда уходит очень грандиозное поколение рожденных в конце 40-х годов. Поэтому на низкую безработицу работает еще и возрастная структура», — отметила Зубаревич.

Но чтобы осознать, что происходит в реальности с рынком труда, по мнению эксперта, нужно смотреть не только на безработицу. «В России основной механизм, которым пользуются работодатели в кризисы, — не увольнение людей, а неполная занятость. Формально люди числятся работающими, но получают либо тариф, либо вообщем ничего не получают — это называется отпуск без сохранения содержания», — отметила Зубаревич.

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, людей, которые сейчас работают в режиме неполного дня или неполной недели, свыше 130 тысяч. И еще 131,9 тысяч человек находятся в обычное. «Помимо неполного рабочего Рабочий — наёмный работник на производственном предприятии, сотрудник начального уровня производственных компетенций дня и простоя у нас есть и другие виды неполной занятости. Нужно смотреть характеристики по всем пунктам, чтобы получить достоверную картину», — считает Зубаревич.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в группе риска на данный момент оказались еще 9 тысяч российских компаний, где тоже существует вероятность того, что сотрудников переведут на неполную занятость, вышлют в простой или сократят. Как отмечал глава ведомства Михаил Иванков, 9 тысяч — это всего 0,2% от общего числа рос компаний может означать: Компания (фр. compagnie) — название формирования, в России ей соответствует рота (пример, Лейб-компания). Какова численность штата в этих компаниях, не уточнялось.

По итогам года уровень безработицы в стране может вырасти с 4% до 6,7%, став рекордно высочайшим с 2010 года, прогнозирует Минэкономразвития. Такой же прогноз озвучила Зубаревич: «безработица наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться, но не могут найти работу может выйти на спец уровень около 7%». По мнению эксперта, такой рост не катастрофичен, поскольку в кризис 2009 года отсутствие работы была на уровне около 8,5%, в конце 90-х — 11%. Как полагает эксперт специалист, проводящий экспертизу, то есть приглашённое или нанимаемое лицо для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в данной области, какую-то часть работников, возможно, будут переводить на неполную занятость, потому что у нас нельзя просто уволить человека, за этим могут последовать поверки со стороны прокуратуры.

Россияне и сами чувствуют, что кризис на рынке труда обостряется. Компания HeadHunter, которая ежеквартально замеряет «индекс самочувствия», во втором квартале 2022 года зафиксировала рост опасений, связанных с потерей текущего места Место — местоположение, расположение, нахождение, состояние, точка и так далее работы. В частности, 31% респондентов признались, что чувствуют угрозу увольнения по инициативе работодателя. На этом фоне люди общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный даже готовы снизить зарплатные амбиции ради сохранения занятости не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Об этом заявили 80% респондентов.

Опаски россиян усиливаются еще и тем, что на фоне роста безработицы, пусть и не катастрофичного, на рынке труда стало меньше вакансий. Так, по данным еженедельного Экспресс-обзора рынка труда, который ведет компания HeadHunter, за 15 недель, с 20 февраля по 5 июня, спрос на кадры просел фактически во всех сферах. Сильнее сего пострадало страхование — минус 70% вакансий. В автомобильном бизнесе, управлении тех персоналом, маркетинге, рекламе и PR падение составило от 40 до 50%. В банковской сфере стало меньше на 36%, в медиа и искусстве — на 35%. Также практически на треть снизилось количество вакансий в сферах IT, транспорт и логистика. Вакансий для юристов стало меньше на 27%. На столько же сократился спрос на кадры в закупках. В продажах он свалился чуть меньше — на 24%.

Последние недели рекрутинговые сервисы, такие как SuperJob и HeadHunter, фиксируют небольшой рост рекрутинговой активности практически по всем направлениям. Однако в ЦБ прогнозируют вторую волну кризиса на рынке труда, которая уже начинается. «Если первую волну понижения спроса на персонал можно было связать с решениями о приостановке ранее запланированного найма, то вторая волна, возможно, отражает начало сокращения числа рабочих мест», — отмечают в ЦБ РФ. В условиях активного сокращения числа вакансий на рынке труда понижается конкуренция за кадры, говориться в документе регулятора.

Зубаревич согласилась с прогнозом ЦБ: работодатели действительно начинают сокращать кол-во рабочих мест, так что вторая волна будет. «Из-за отсутствия импортных комплектующих растет напряженность, производства приостанавливаются. Людям пока платят заработную плату, они не безработные. Но им не будут вечно платить зарплату на неработающем предприятии. Летом они будут сидеть в неполной занятости, но выплаты даже тарифа когда-то будет завершаться. Осенью станем смотреть, что начнется», — отметила Зубаревич.

Такой же позиции придерживается Кудюкин. По его словам, если ранее многие работодатели пребывали в состоянии неопределенности, то сейчас, вероятно, ударная волна докатилась и до них, вынуждая сокращать рабочие места. «Будет еще и 3-я волна — в конце лета. Тогда нас снова ждет череда увольнений работников и еще большее сокращение кол-ва вакансий. Другое дело, что позже, возможно, к концу года, начнется некоторое восстановление рынка труда, но за счет более простых рабочих мест», — полагает эксперт. Кудюкин считает, что политика импортозамещения в некоторых отраслях к тому времени начнет давать эффект, но так как процесс будет происходить с примитивизацией технологий, он потребует больше рабочих рук с меньшей производительностью. «Спрос на кадры начнет восстанавливаться, но структура рынка труда поменяется. Вырастет спрос на „синих воротничков“, представителей сферы услуг, рабочих низкой квалификации», — отметил Кудюкин.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В России очень много оборотней

В российском обществе есть две мощные традиции: биться с западным влиянием и ...