Главная / Общество / Ямщик: особая каста среди русских

Ямщик: особая каста среди русских

Ямщик: особая каста среди русских0

Ямщики были особенной кастой среди русских – их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика собственные особо чтимые святые.

Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необычной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Русской Империи. «Я стараюсь выучить, как сказать по-русски «тише», другие путешественники, наоборот, подгоняют ямщиков», – писал де Кюстин.

«Российский ямщик, одетый в толстый суконный кафтан, […] с первого взгляда кажется жителем Востока; в том, как он вскакивает на облучок, приметно азиатское проворство. […] Изящество и легкость, быстрота и надежность, с какими он правит живописной упряжкой, живость мельчайших его движений, ловкость, с какой, он соскакивает на землю, его гибкая талия, его стать, наконец, весь его вид вызывают в памяти самые грациозные от природы народы земли третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы…» – писал де Кюстин.

Возницы, так впечатлившие французского гостя, и взаправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древних в русском государстве – фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать.

Ямы Империи

Ямщик: особая каста среди русских1

Фельдъегерь. Картина неведомого художника с рис. А. Орловского. — Public domain

«Когда я на почте служил ямщиком» – эти слова из старенькой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте?

«Ямщик» – от слова «ям» – в Татарской Империи Чингисхана это слово означало постройку на большой дороге, при которой содержались лошади. Система ямов, сделанная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в эпопеи.

Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий (а затем ее преемника – государства Золотая Орда) с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали большие расстояния в широком смысле, степень (мера) удалённости объектов друг от друга как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять вялых лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в российских землях и использовалась для связи между русскими городами.

«Великий государь, князь московский, имеет по различным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь собственного гонца, везде для него найдутся лошади» – писал о ямской службе XVI века австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн.

Ямщик: особая каста среди русских2

Почтовая станция в устье рек Уссури и Сунгачи — + ссылка — МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Российские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга (примерно столько составлял дневной прогон лошадки). Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую РекиЯмская (приток Лименды) — река в России, протекает в Республике Коми, Архангельской области повинность», введенную еще монголо-татарами (в начале XVIII века заменена налогами).

Население было должно содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки (подводы), лошадей и корм для них, а также выделять из собственной среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков – тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное спец учреждение – Ямской приказ.

Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от муниципальных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких – ямщику требовалась сила и выносливость, надо было быть трезвым и ответственным.

При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не красть, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от всякого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.

Вдоль по Тверской-Ямской

Ямщик: особая каста среди русских3

«Тройка». Живописец Александр Дейнека — Александр Дейнека

В 1693 году Петр Первый издал именной приказ об организации почты «от Москвы на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Вагу». Указ предъявлял строгие условия к работе ямщиков представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу – особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дождике не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге путь сообщения для передвижения людей, прогона скота (ранее) и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны (если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке)».

В случае правонарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос (а означает, снова пытки). А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких.

Потому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста – мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранешних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле (еще одном российском городе, знаменитом своими ямщиками), да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы – там возницы и селились.

В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабка – так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадок – например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе (возле нынешнего Павелецкого вокзала), где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра.

Ямщик: особая каста среди русских4

Подорожная Подорожная, сокращённо от Подорожная грамота — документ в России, дающий право пользоваться ямской гоньбой от Москвы до С-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Дурасову. 25 января 1836 — Государственный музей А.С. Пушкина

Для обычного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого надо было получить подорожную – специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» – денежные средства за прохождение лошадью определенного расстояния – пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который потом возвращался на «свою» станцию.

Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях (то есть, без подорожной, просто напросто нанимая ямщиков) было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о собственном путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я потратила ровно шестьсот».

Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря (10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии) в 1822 составляло 700 рублей название современных валют России (российский рубль), Белоруссии (белорусский рубль), а также непризнанного государства Приднестровская Молдавская Республика (приднестровский рубль) в год; на рубль можно было приобрести больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь единственный современный род семейства лошадиных (Equidae) отряда непарнокопытных, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей…

В общем, поездки на ямщиках были по кармашку лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в собственном «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне очень быстро, почти все время лошади несутся вскачь… постоянно рискуешь сломать экипаж и опрокинуться, и приходится грозить им для того, чтобы заставить их ехать медленнее».

Опытные путешественники из русских заранее брали с собою в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали – они понадобятся непременно.

Прокачу со свистом

Ямщик: особая каста среди русских5

«Понесли». 1884. Живописец Павел Ковалевский — Павел Ковалевский

Смысл этого фразеологизма именно в сочетании скорости и известного ямщицкого свиста. Хотя Петр своими указами попытался ввести для ямщиков специальные сигнальные рожки по германской моде, ямщики их жестко не приняли. Ходила даже легенда о ямщике, который обжег губки кислотой, лишь бы не прикасаться к «басурманскому» рожку.

О своем приближении ямщики сигнализировали свистом и кликом, а ко второй половине XVIII века внесистемная единица измерения времени, равная 100 годам в моду вошли валдайские колокольцы, вешавшиеся под дугу лошадок. Правда, звонили они так громко, что в 1834 указом Николая I езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар.

Ну а скорость ямщицкого экипажа была существенно выше, чем скорость карет в Европе – не зря боялись иностранцы! Расстояние от Новгорода до Москвы столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит, составляющее 562 версты (около 578 км), ямщик преодолевал меньше чем за трое суток. А Пушкин в «Евгении Онегине» вообщем пишет: «Неутомимы наши тройки название цифры «3», а также группа из трёх предметов или трёх человек, и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают как забор». Миля, напомню, это 1066 метров!

По словам Пушкина в примечаниях, эту гиперболу он заимствовал у некоего К., известного «игривостью воображения», который говорил, что, «будучи однажды послан курьером от князя Потемкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из телеги, стучала по верстам, как по частоколу».

Ямщик: особая каста среди русских6

«Портрет императора Николая I в санях». 1850-е. Художник Николай Сверчков — Николай Сверчков

В общем, для тех времен скорость (часто обозначается v → {displaystyle {vec {v}}} , от англ. velocity или фр. vitesse, исходно от лат. vēlōcitās) — векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; по определению, равна производной радиус-вектора точки по времени ямщицкой тройки и взаправду была впечатляющей. Тот же Кюстин пишет: «наша тройка понеслась со скоростью четыре с половиной или 5 лье в час. Император ездит со скоростью семь лье в час. Железнодорожный поезд с трудом поспел бы за его каретой». Сухопутный льё – 4445 метров, соответственно, его тройка шла со скоростью 20-23 км/ч, а императорская – более 30 км/ч!

Естественно, именно бурное развитие в России железных дорог, стартовавшее в 1851 году с открытием ветки Москва-Петербург, и положило конец ямщицкой профессии. Сейчас вся корреспонденция и грузы стали доставляться поездами, на поезда вскоре пересели и пассажиры дальнего следования. Ямщики равномерно вернулись назад в свое сословие – крестьянство, и остались в народной памяти только в фольклоре и традиционной литературе.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан