Число звонков суицидального содержания на телефон доверия новосибирских служб возросло.
С начала 2021 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) на телефон психологической службы доверия муниципальных центров поддержки молодежи «Источник» и «Радуга» поступили 12 телефонных звонков суицидального содержания от подростков и молодых людей — и это общероссийская тенденция. Годом ранее данный показатель равнялся нулю. Такие данные в ходе заседания комиссии горсовета по культуре, спорту и молодежной политике озвучила начальник отдела психического консультирования центра «Родник» Ольга Афонина. По ее информации, в предыдущие периоды (2015-2016 годы) такое число воззваний поступало в течение года.
— Это можно связать с феноменом, который в социологии получил название «социальный аноним», — ведает психолог. — Непринятие части общества, норм и правил поведения, суицидальное, неконструктивное и девиантное поведение — это одна из форм. Тут возможна «теория стресса», согласно которой человек общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры, сталкиваясь с изменениями, сначала испытывает тревогу, волнение. Потом идет стадия активации, человек ищет способы совладать с поведением, и затем, если не посчастливилось адаптироваться к реальности, наступает стадия истощения. Возникает упадок физических и эмоциональных сил, в такие моменты человек обращается на телефон доверия с суицидальными настроениями.
В качестве критической психологической помощи специалисты горячей линии, как рассказывает Афонина, готовы детально обсудить проблему, ставшую предпосылкой такого состояния обратившегося, и вместе с ним найти способ ее решения.
— Для нас главное — проверить способ решения трудности на экологичность, на то, как изменения, которые произойдут в жизни после решения проблемы, повлияют на всю жизнь подростка или юного человека, чтобы ему не стало хуже в другом месте, — подчеркивает Елена Афонина.
Что касается перманентных тем звонков подростков в психические службы, то, как отмечают специалисты, это взаимоотношения между детьми и родителями, друзьями, семейные отношения. При этом дети и юные люди до 18 лет чаще всего обращаются с вопросами детско-родительских отношений, сложностей в школе, стресса перед сдачей экзаменов. После 18 лет более актуальной темой обращения становится принятие себя, поиск своей сферы в жизни, жизненных ценностей.
В прошедшем году к этим поводам для обращения подростков и молодых людей на горячую линию добавились вопросы, связанные с коронавирусом, по ним поступили 104 звонка.
Служба кроме собственно занятий служащего и военного, слово обозначает специальную область работы с относящимися к ней учреждениями (например: таможенная служба) доверия для подростков и молодежи работает в Новосибирске с 1989 года. Цель службы — оказание критической психологической помощи в кризисных ситуациях. Обратиться за психологической помощью можно по телефону 276-35-16 и 8—800—2000—122.