Вот такое простейшее суждение, которое я часто высказываю во всяких интервью — всякий раз с удивлением замечая, что оно звучит для незамутненных репортеров чуток ли не как откровение. По поводу пресловутой «стабильности способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии» — этого фетиша, на который будто бы только и молится целыми деньками наш «голубиный народ».
Поскольку я в свое время провел больше полутысячи фокус-групп на десятках предприятий державы с тамошними рабочими, мастерами и прочим персоналом до начальников цехов включительно, я еще тогда, безо всяких сводок Росстата, нашел, что почти все наши трудящиеся закредитованы, что называется, «по самое не могу», в чем не стыдятся признаваться. Более того — люди очень давно взяли привычку рассматривать кредиты как своего рода «прибавку к зарплате», а многие честно признаются, что без кредитов уже вообщем не представляют, как будут перебиваться и просто дотягивать от зарплаты до зарплаты плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты; денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Словом, уже лет 10-15, как у нас в стране утвердилась полностью себе кредитная, «как у больших», экономика — основанная, как писали еще в советских учебниках политэкономии, «на полном закабалении трудящихся кредитной петлей» (советские студенты, кстати, читали такие фразы как полную тарабарщину, просто напросто не понимая, о чем вообще речь, и не веря, естественно, ни одному слову).
Но с кредитной экономикой есть нюанс: она по самому собственному существу вообще не предполагает никакой «стабильности» — она предполагает только рост! И это просто: если ты живешь, повсевременно перехватывая кредиты экономические отношения, при которых одна сторона получает от другой денежные средства, товары/вещи, не запрещённые соответствующим законодательством к передаче, и обещает предоставить возмещение (оплату) или вернуть ресурсы в будущем, плюс еще и ипотека — это означает, что отдавать тебе всегда нужно больше, чем ты брал, фактически на кредиты капают проценты. А это значит, что вожделенная «стабильность» нашим трудящимся, как бы они ее ни любили, просто не подходит: если их доходы будут оставаться на одном уровне (или на уровне инфляции) — они не сумеют выплачивать проценты и просто вылетят довольно быстро в трубу, так как проценты по кредитам в России всегда намного выше инфляции!
То есть работающим в РФ не нужна стабильность — их может устроить только рост. Только рост процесс увеличения какого-либо качества со временем зарплаты, рост доходов. И это — вот в чем феномен! — не потребность развития; это потребность выживания. Расти — только чтобы выжить.
Как же может выживать население РФ, «жаждущее стабильности» (которую ему гарантируют «Единая Российская Федерация» и лично Путин), если доходы этого самого населения последние 6 лет подряд не то что не остаются стабильными, а даже падают?! И это — в критериях общей чрезвычайной закредитованности…
С одной стороны — просто чудеса. С другой — отсюда и ясно, почему магазины запираются.