Профильный комитет нижней палаты не поддержит предложение фаворита «Справедливой России» Сергея Миронова расширить перечень людей, попадающих под антикоррупционное регулирование. Партийный фаворит предложил следить за расходами, доходами и имуществом не только супругов и несовершеннолетних детей в основном значении, человек в период детства госслужащих, но и других родственников — к примеру родителей и детей, достигших совершеннолетия. 1 апреля законопроект направили на ознакомление в правительство. Также Миронов русская фамилия, образованная от мужского имени Мирон предложил инспектировать не только недвижимость чиновников, но и любое другое имущество, включая, например, приобретённые акции.
Замруководителя фракции «Справедливая Российская Федерация» Валерий Гартунг объяснил в беседе с ОМ, что нередки случаи, когда чиновники «пользуются чартерами, живут на широкую ногу», но при этом ничего подозрительного в их декларациях нет. «Оснований для поверки прокуратуры нет, но для многих очевидно, что человек живёт не на те доходы, которые указывает. Мы пытаемся найти какую-то вероятность более глубоко смотреть на эту проблему, часто оформляется имущество не на тех родственников, на которых подаётся декларация, а к примеру на родителей, братьев и сестёр», — говорит Гартунг.
Первый зампредседателя профильного комитета по безопасности и противодействию продажности Эрнест Валеев заявил ОМ, что такая инициатива уже не единожды обсуждалась в стенах Госдумы предыдущих созывов. Неувязка, по словам депутата, заключается в том, что не существует каких-либо правовых оснований для наложения ограничений на посторонних совершеннолетних людей, даже если они являются родственниками.
«Понятно из чего проистекают ограничения, налагаемые на супругу — ведение общего хозяйства, у них совместное имущество совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица или публично-правового образования (включая деньги и ценные бумаги), а также их имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц, представляющие для собственника какую-либо полезность. Понятны ограничения, налагаемые на несовершеннолетних детей — они полностью под ответственностью родителей до преимущества совершеннолетия. Кого-либо ещё прописать в законе о противодействии коррупции просто нереализуемо», — считает Валеев.
По мнению коллеги Валеева по комитету и фракции, единоросса Дмитрия Перминова, действующее законодательство уже указывает свою эффективность, а подобная инициатива излишняя, поскольку будет дублировать нынешние законы: «Сегодня указ позволяет в рамках уголовного дела изымать имущество не только у близких и дальних родственников, а вообще у кого угодно, если это имущество было нажито, добыто криминальным путём. В законе это уже сегодня есть».
Замруководителя фракции ЕР Николай Панков в разговоре с ОМ отметил, что дополнительную информацию при необходимости уже могут запрашивать правоохранительные органы, в том числе вместе с думской комиссией по этике и контролю за расходами депутатов. «Дело не в ужесточениях, главное — самому понимать: соответствуешь ты требованиям указа или нет», — считает Панков.
По словам директора российского офиса Transaprency International Ильи Шуманова, комментарии депутатов о способности изымать имущество в рамках уголовных дел — не то же самое, что проверки в рамках антикоррупционного законодательства.
«Контроль доходов и расходов на данный момент происходит в рамках рамка (др.-греч той информации, которую подают ежегодно в декларациях. Можно переписать имущество на родителей ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать), и в рамках стандартной поверки эта информация не будет видна. Миронов предлагает расширить перечень людей, которые будут подпадать под антикоррупционное регулирование. Насчёт двоюродных братьев я не знаю, но насчёт родителей и совершеннолетних детей — мне кажется, это довольно разумно», — считает Шуманов.
Впрочем, предполагает собеседник ОМ, инициатива Миронова не будет принята во внимание, в том числе просто потому, что может навредить самим депутатам-единороссам, чьё согласие необходимо для прохождения закона в Госдуме.