Российская Федерация так живет!»: власти Челнов объявили войну «гаражной экономике»
Первый прецедент: кооперативу «Чайка семейство птиц отряда ржанкообразных, обитающих в морских акваториях либо внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов» начислили 56 млн рублей за два магазина запчастей и бар-кафе на его территории
Челнинские ГСК ждут непростые времена: городские власти ищут на их территории непрофильные виды деятельности и выставляют многомиллионные счета. В ответ гаражный бизнес по-тихому расстается с маркетинговыми вывесками или готовится к закрытию. Исследователи феномена «гаражной экономики» считают, что в данной неформальной отрасли заняты тыс челнинцев.
Пайщики гаражного кооператива «Чайка» уже месяц как потеряли спокойствие. Буквально в одночасье квадратный метр земли под их гаражами подорожал в 10-ки раз
«ГОРОД КАК-ТО ДОЛЖЕН ОТДЕЛЯТЬ МУХ ОТ КОТЛЕТ»
Пайщики гаражного кооператива «Чайка» уже месяц как потеряли спокойствие. Практически в одночасье квадратный метр земли под их гаражами подорожал в десятки раз: если раньше владельцы гаражей и погребов платили за землю 35 рублей в год за квадратный метр, то на данный момент, возможно, придется отдавать в 25 раз больше. Причина в том, что власти обнаружили на территории ГСК торговую деятельность. «У нас в гаражном кооперативе есть два магазина, торгующих запчастями, и два бар-кафе, — рассказывает председатель „Чайки“ Николай Романов. — Это источник дохода владельцев гаражей помещение для стоянки, а иногда и ремонта автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. ГСК к их бизнесу взаимоотношения не имеет. Да, удобно — пришел, тосол купил. Да вся Россия так живет! Кассовый аппарат у них есть, чеки выдают. И вот из-за этих магазинов устар сейчас у ГСК большие проблемы».
В исковом заявлении от исполкома, который в ГСК получили в конце декабря, написано, что договор аренды меж исполкомом и ГСК был заключен в 2012 году. Земельный участок размером почти 5 га был предоставлен на пять лет под гаражные боксы с подземными овощехранилищами и строительство гаражей. Арендатор обязался вернуть участок в 2017-м либо продлить договор. Еще в 2016 году исполком отправлял уведомления в адрес ГСК о прекращении действия контракта аренды, но якобы никаких действий со стороны арендатора по заключению нового договора или возврату участка не предпринималось. В марте 2017-го спецы отдела контроля за использованием земли УАТИ составили акт обследования, где и было установлено, что на нем ведется торговая деятельность. В исполкоме комитет (сокращенно исполком) — коллегиальный орган, существовавший в Российской империи, Российской республике, РСФСР и СССР, а также на самом начальном этапе становления Российской Федерации в XX веке: как орган самоуправления некоторых общественных организаций (например см. Викжедор(Викжель) в Российской империи и Российской республике, а также в СССР (например, см. исполком Красного креста); как местные органы власти Временного правительства в некоторых регионах в марте-октябре 1917 года пришли к выводу, что ГСК за видоизменением разрешенного вида использования участка не обращался, а аренду оплачивал по минимальному коэффициенту.
В иске исполком всячески стыдит ГСК. «Недобросовестность ответчика ясна, — пишет истец. — Указанное поведение не означает, что, до тех пор пока арендатор не обратится с заявлением об изменении вида землепользования, он будет оплачивать аренду в льготном режиме с применением поправочного коэффициента со значением 3 под автостоянку. Никто не вправе извлекать преимущество из собственного незаконного поведения».
Перед отправкой иска в суд АТИ еще раз проверило ГСК и по-прежнему обнаружило там три СТО, магазин запчастей, где были выставлены продукты с прикрепленными ценниками, кафе «Сытая чайка», магазин «Продукты», кафе Happyfood
В итоге кооперативу перечли аренду по новому коэффициенту. Для земельных участков слово, имеющее несколько значений под объекты розничной торговли, рынков и аптек установлен коэффициент 10. А налоговая ставка для разрешенного вида «магазин» — 1,35% от кадастровой себестоимости. Сумма задолженности с марта 2017-го по февраль 2020-го таким образом составила 36,6 млн рублей. За исключением этого, насчитали и пени — 19,7 млн рублей.
Перед отправкой иска в суд АТИ еще раз проверило ГСК и по-прежнему обнаружило там три СТО, магазин запчастей, где были выставлены продукты с прикрепленными ценниками, кафе «Сытая чайка», магазин «Продукты», кафе Happyfood.
«Они просто приехали, сфотографировали вывески магазина, бар-кафе, контрольную закупку сделали. Последний раз приезжали, попросили данные пайщиков, которые занимаются бизнесом в гаражах. У нас около 3 тыс пайщиков — это 600 гаражей и 1,6 тысячи погребов. Из всего общества бизнесом занимаются всего в 10 гаражах. Я не имею права диктовать собственникам гаражей, каким бизнесом им там заниматься. Это их собственность. И в уставе кооператива прописано: я не имею права лезть в личные дела пайщиков. И всех приравняли, как как будто мы не гаражный кооператив, а торговый центр. Мы внукам, что ли, свои долги за гаражи должны передать?! Вместо того чтобы разговаривать с теми, кто бизнесом занимается, они на ГСК переключились. А ГСК просто снег убирает и гаражи охраняет. У нас годовой бюджет — 3 миллиона рублей название современных валют России (российский рубль), Белоруссии (белорусский рубль), а также непризнанного государства Приднестровская Молдавская Республика (приднестровский рубль). Заработную плату охранники получают 800 рублей в день, пенсионеры — 400 рублей. И нам 56 миллионов повесили. Это уму непостижимо! Если город желает от бизнеса деньги получить, то он должен как-то отделять мух от котлет. Владельцам кафе и магазинов никаких претензий не выставили. А нам просто напросто наваляли с процентами и на всех раскидали!» — возмущаются в ГСК.
При этом, выставляя трехлетний платеж по коммерческим ставкам, муниципалитет совершенно забывает о собственных долгах. По словам Романова, исполком Центрального района также состоит в кооперативе. И за их гараж задолженность составляет уже 180 тыс. рублей. Это, естественно, не 56 млн, но платить в исполкоме долги отказываются, мотивируя тем, что в бюджете нет денег. Между тем гаражом они пользуются и предлагают долги раскидать на других пайщиков.
«Естественно, уж кафе наше такое — гаражное, маленькое. Посидеть отдохнуть не получится. Надо быстро покушать и идти далее. Алкоголя у нас нет. И коронавирус сказался — мы вместе со всеми закрывались»
«ШПИОНСКИЙ ДЕТЕКТИВ» И СНЯТЫЕ ВЫВЕСКИ
ГСК «Чайка», как и многие кооперативы в автограде, создавался еще в советские времена. Город тогда выделил за парком «Гренада» землю заводу движков КАМАЗа, завод для своих работников создал кооператив, потом ему в безвозмездное пользование и передалась эта земля. Гаражный кооператив учтен генпланом города. По заверениям председателя, никакой другой постройки на нем быть не может. Но в 2006 году в исполкоме выдумали схему с договором соглашение между собой двух или более сторон (субъектов), по какому-либо вопросу с целью установления, изменения или прекращения правовых отношений аренды, который заключается на пять лет, чтобы при каждом следующем продлении удобно было подымать арендную плату.
Сейчас около 80% гаражей находится в собственности пайщиков, т. е. каждый из них уже платит налоги на имущество. «У нас не плохое месторасположение, дороги широкие, охрана есть, видеонаблюдение. Еще плюсы существуют. Из-за этого самый очень низкий гараж стоит 15 тысяч за квадратный метр», — рассказывает Романов.
По его словам одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением, кооператив раз в год обращался в исполком с просьбой продлить аренду, однако там настаивали на заключении нового договора со множественными лицами. Но ГСК таковой вариант не устраивал. В 2019-м «Чайка» даже решила судиться с властями, чтобы те признали договор аренды действующим, но потом гаражники сами отказались от иска. Как сказал Романов, их попросили подождать до 2021 года, когда будет объявлена «гаражная помилование». В итоге исполком сам подал иск, не дожидаясь решений федерального центра.
Гаражник Антон Кочемасов, чей магазин автозапчастей в числе иных и стал красной тряпкой для исполкома, говорит, что для него вся история представляет собой «какой-то шпионский детектив». «Когда они успели мой магазин сфотографировать? — недоумевает гаражник. — Я там работаю уже больше 15 лет. Сначала у меня мастерская была, потом магазин. У меня свое ООО. Все официально. Я ежегодно только налогов практически 100 тысяч рублей плачу, и в пенсионный фонд, и с выручки. У меня там ребята работают, у всех семьи. И, когда я вызнал, что нас еще хотят обложить пошлинами, был шокирован. Эта проблема свалилась просто на наши головы, и не представляю теперь, куда обратиться. У кого просить защиты? Мне данный гараж от родителей по наследству достался. И теперь мне за него как за коммерческую недвижимость платить? Как будто я в „Торговом квартале“ арендую помещение. Это ни в какие ворота!»
По словам Кочемасова, у его магазина уже очень давно наработана клиентура, в числе одно из основных понятий математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей которой не только физлица, но и ряд организаций. Однако поток посетителей в последнее время свалился. И связано это с тем, что после визита проверяющих магазину выписали предписание убрать все рекламные вывески. Хотя Кочемасов пробовал неоднократно их узаконить, но в этом ему было отказано — якобы вывески не соответствуют регламентам. Паевой взнос за два гаража площадью 100 кв. м, один из которых оборудован под мастерскую, составляет около 15 тыс. Цена эта Кочемасова устраивает, масштабировать бизнес и переезжать в более презентабельные места пайщик часть: Пай — часть, доля участия в товариществе, акционерном обществе не хочет, т. к. придется по новой все раскручивать.
Владельца одна из центральных категорий вещного права, различно интерпретировавшаяся в разные периоды и в различных правовых системах государств и стран кафе заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, — с самообслуживанием «Сытая чайка» Николая Панчехина корреспондент «БИЗНЕС Online» застал как раз за демонтажем вывески доска, щит, различного вида, с надписью, с изображением предметов продажи или выделки, у мастеров, ремесленников, на лавках, сейчас конструкция в объемном или плоском исполнении, расположенная, где-либо, как правило, на фасаде здания, рядом со входом, которая информирует (рекламирует) о чём-либо, об организации или предприятии, находящемся внутри здания учреждения. Кафе у мужчины небольшое — всего четыре стола на 10 человек. Меню нехитрое — первое, 2-ое и компот. Один самозанятый повар. Однако все оформлено официально, уверяет Панчехин. «Ко мне никто не обращался, не подходил, не звонил из исполкома, не угрожал кафе закрыть. Летом была такая проблема — заставляли снимать вывески. Вот сегодня я их уже снял [совсем]. Так что сейчас ничто не напоминает о том, что тут кафе. Я все налоги отчисляю. Конечно, уж кафе наше такое — гаражное, маленькое. Посидеть отдохнуть не получится. Нужно быстро покушать и идти дальше. Алкоголя у нас нет. И коронавирус сказался — мы вместе со всеми закрывались. Потом восстанавливались тяжеловато. Клиентская база слетела. Она у нас и так маленькая. Это в основном владельцы гаражей. Кроме повара, мне еще тетя помогает», — рассказал о бизнесе гаражник.
Вероятное повышение оплаты из-за претензий исполкома оба предпринимателя, понятное дело, не приветствуют. Панчехин не исключил, что придется закрыть бар-кафе, потому что это «очень проблемный бизнес деятельность, направленная на систематическое получение прибыли». Кочемасов в свою очередь высказал готовность совместно с ГСК судиться с исполкомом.
«Гаражная экономика» — одна из важных отраслей городского хозяйства в Челнах. Объемы теневого рынка гаражей вряд ли можно посчитать точно, но пробы подобные были
В «ЕДИНСТВЕ» С «ЧАЙКОЙ»
Отметим, что аналогичные проблемы имело другое челнинское гаражное общество — «Единство». Председатель его, к огорчению, не смог уделить время и поговорить с корреспондентом. Однако в архиве арбитражного суда сохранилось дело, где эпопея «Чайки» повторяется как под копирку. Разница только в том, что территория гаражей была небольшой — всего 4 тыс. кв. м. и, соответственно, меньше размер задолженности. «Единству» за три года исполком выставил совместно с пенями сумму в 884 тыс. рублей. Точно так же сотрудники АТИ обнаружили на территории действующие станции техобслуживания и востребовали пересчитать арендную плату по соответствующей ставке и с повышенным коэффициентом 4,5. В первой инстанции иск был удовлетворен отчасти, там велели взыскать лишь часть суммы в 77 тыс., но исполком решил дожать вопрос. Гаражникам в апелляционной и кассационной инстанциях Фемида в итоге отказала.
Параллельному этому в арбитраже развивался и другой процесс — исполком подал иск о признании 3-х гаражных боксов, расположенных в «Единстве», самовольными постройками и требовал их снести. Скорее всего, именно гаражные боксы и использовались под СТО. В качестве соответчиков завлекли собственников гаражей, которые в суде подтвердили, что не имеют статус предпринимателей и строительство спорных гаражей производили для личных целей, а не для предпринимательской деятельности. В итоге арбитражный суд направил дело в суд общей юрисдикции, где, по словам председателя «Чайки», до сих пор идет тяжба.
Как отмечает Романов, на подобные трудности жалуются, как правило, председатели гаражных обществ, где земля в аренде у исполкома. А там, где ГСК удалось целиком оформить землю в собственность Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеются полномочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности, бизнес цветет пышноватым цветом и никому до него нет дела. Об одном из таких гаражных обществ «БИЗНЕС Online» уже писал. В челнинских соцсетях три года назад выплыл сюжет немецкой общественной телерадиокомпании Deutsche Welle, посвященный жизни самого большого гаражного общества автограда — «Гренада». Репортаж наглядно показал, что в гаражах есть и целые коллективы рок-музыкантов, и закройщики, и центры утилизации. При этом утверждалось, что «бо́льшая часть мужского населения там собирается совместно» и гаражи — это место, «где они частично живут».
Поправить ситуацию для владельцев гаражей могла бы «гаражная амнистия». Напомним, законопроект был внесен в Госдуму 16 декабря 2020 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). Он вводит упрощенный и бесплатный порядок регистрации гаражей, построенных до 31 декабря 2004-го. Конкретно тогда вступил в силу нынешний Градостроительный кодекс и гаражи стали ставить на учет. Механизм будет работать по аналогии с «дачной амнистией», которая за 14 лет позволила узаконить более 10 млн дач, земляных участков и садовых домов. Ожидается, что «гаражная амнистия» будет действовать до 2026 года и затронет порядка 3,5 млн человек. Законопроектом, в частности, предлагается разрешить местным и региональным властям заниматься всеохватывающим кадастровым учетом. Также в проект предложено внести норму о возможности приобретения в собственность земельных участков общего использования.
На градообразующем предприятии КАМАЗ работают 30 тыс. человек. Т. е. «гаражная экономика» объединяет как минимум треть от этого числа
«КОНФРОНТАЦИЯ ВЛАСТИ это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению И ГСК ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ, ЕСЛИ КОМУ-ТО Пригодилась ЗЕМЛЯ»
«Гаражная экономика хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления» — одна из немаловажных отраслей городского хозяйства в Челнах. Объемы теневого рынка гаражей вряд ли можно посчитать точно, но пробы подобные были. Ульяновские журналисты Сергей Селеев и Александр Павлов изучили этот уникальный парадокс в 2016 году, описав социальный портрет гаражных мастеров и механизмы деятельности их промыслов, а также оценив общий объем «гаражной» занятости в книжке «Гаражники».
Авторы книги исследовали 12 городов, из них три — в Татарстане: Казань, Челны и Камские Поляны, а также Пермь, Анапу, Тольятти, Ульяновск и Нижний Новгород. Посреди них Челны на третьем месте по числу гаражных боксов (более 15 тыс.) после Ульяновска (36,3 тыс.) и Тольятти (25,5 тыс.). В челнинских гаражах исследователи высчитали около тысячи производств с ориентировочным числом занятых в 2 898 человек. При этом была обследована лишь 3-ть от общего числа ГСК в городе. Поэтому общее число гаражников в автограде могло достигать 9,3 тыс. человек, и это по данным на 2016 год. По данному показателю автоград снова же попал в тройку. К слову, в Казани при сопоставимом числе боксов (13,3 тыс.) было в разы меньше производств — 180, а примерное число гаражников составляло 3,1 тыс. Доля гаражников среди неидентифицируемых занятых составила почти 6,5%, в то время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения как в Казани данный показатель чуть достигал 1%. И все же это мизер по сравнению с Ульяновском (41,7%) и Анапой (34,3%).
Если пять лет назад «гаражная экономика» соединяла воединыжды почти 10 тыс. челнинцев, то не исключено, что коронавирус добавил к этой статистике еще несколько сотен. Для сравнения: отметим, что на градообразующем предприятии КАМАЗ работают 30 тыс. человек. Т. е. «гаражная экономика» соединяет воединыжды как минимум треть от этого числа.
Селеев, комментируя создавшуюся в Челнах ситуацию с гаражными войнами, отметил, что не считает это борьбой конкретно с гаражным бизнесом, до которого органам власти зачастую нет особо дела. «Местным властям зачастую даже прибыльно, что люди общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры где-то трудоустроены, пусть и неофициально, чем-то заняты, ничего не просят. Чаще всего конфронтация местных органов власти и отдельных гаражно-строительных кооперативов автономная ассоциация людей, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и чаяний на совместном предприятии, контролируемом демократическим путем имеет место быть, если кому-то пригодилась земля третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы, на которой стоят гаражи. Так было, например, в Нижнем Новгороде, когда для строительства торговых центров и объектов к чемпионату мира по футболу снесли несколько ГСК. А так как земля в большинстве случаев находится в собственности муниципалитета, а гаражники ее арендуют, то муниципалитет просто создает условия для прекращения данной аренды форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату другому собственнику», — пояснил журналист.
По его словам, экономическая деятельность процесс (процессы) сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели в гаражах существует не в вакууме и небольшой спад в гаражной активности в последнее время тоже был, как и во всей мировой экономике страны, но не во всех видах деятельности. «Машины ездят, ломаются, чинятся», — говорил один из наших респондентов. Шиномонтажи, гаражные мойки и станции технического обслуживания, отдельные мастера как трудились, так и работают. У большинства уже сложилась широкая клиентская база. Кто-то даже нарастил ее за счет того, что люди перестали обращаться в официальные конторы, а пошли к гаражным мастерам», — уверен Селеев.
Кстати, на «гаражную амнистию» собеседник больших надежд не возлагает. По его мнению, там очень много спорных моментов, которые не упрощают переход гаражей в собственность. «Если посмотреть на пример тех регионов, где амнистия проводилась в режиме пилотного спецпроекта, то можно увидеть, что в ряде случаев все ухудшилось, — говорит Селеев. — Процесс узаконивания шел и ранее: в тех ГСК, где владельцы хотели этого, они добивались. А тем кооперативам, которые расположены на лакомых земельных участках, не поможет и „гаражная помилование“».
Валентина Шистерова
Фото: Олег Спиридонов