Невзирая на все усилия московских властей, Москва по-прежнему находится в числе лидеров по уровню загруженности дорог и улиц посреди крупнейших городов мира
Голландская телекоммуникационная компания TomTom представила ежегодный рейтинг Traffic Index по измерению уровня загруженности дорог и улиц городов. По итогам 2020 года столичная агломерация (Москва и Подмосковье) заняла первое место среди 416 городов 57 стран мира. В прежних исследовательских работах, в 2017–2019 годах, российская столица выше пятого-шестого места не поднималась. В топ-5 с Москвой столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит соседствуют Мумбай, Богота, Приманивала и Стамбул, сообщил в начале этого года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) «Коммерсантъ».
Глядя на бесконечную пробку на шоссе Энтузиастов, длящуюся уже очень много десятилетий несмотря на новые развязки, расширение полос и прочие невероятные усилия московских властей, вспомнил, как когда-то один доктор архитектурного института и специалист по градостроительству в частной беседе сказал, что радикальное решение транспортной проблемы в Москве допустимо только двумя путями.
Первый – снести Кремль и построить на его месте огромную многоуровневую развязку.
2-ой – вырыть под Кремлем место для развязки подземной. Пока же Кремль на месте, под ним ничего не роют, а город задыхается и глохнет от парящих по широченными проспектам и свежепробитым хордам авто. Но пробок меньше не становится.
Решение транспортной проблемы от спеца по градостроительству проистекало вовсе не из-за пренебрежительного отношения к историческому наследию или – боже упаси! – к священным символам рос власти. Профессор, как можно догадаться, исходил из реальности, из исторически сложившейся планировки столицы нашей Родины. Фактически Москва, как известно, город радиально-кольцевой планировки, причем его «радиальность» долгие годы, если не столетия, была доминирующей. Лишь автомобилизация и приближающееся к числу двуногих обитателей число горожан на четырех (по преимуществу) колесах заставило прорубить немалое число одно из основных понятий математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей улиц и проспектов, соединяющих радиусы отрезок, соединяющий центр окружности (или сферы) с любой точкой, лежащей на окружности (или сфере), а также длина этого отрезка меж собой.
Радиально-кольцевое планирование не изменило общего доминирования радиусов. Основные транспортные потоки продолжают идти конкретно по ним. Если же рассмотреть московские дороги – назвать пятиполосные и более (в одном направлении) трассы-радиусы улицами и даже проспектами не поворачивается язык, – по показателю аварийности, то некие радиусы стабильно на первом месте.
Так специалисты сайта 6auto.ru составили рейтинг московских дорог, где автомобилисты почаще всего попадали в дорожно-транспортные происшествия на протяжении прошлого года и с начала текущего. Использовался сегментарный разбор, показывающий процент попавших в ДТП водителей, у которых имелись полис ОСАГО и КАСКО от «Альфастрахования». Правда, следует отметить, что 1-ое место Место — местоположение, расположение, нахождение, состояние, точка и так далее заняла МКАД как наиболее аварийная и опасная московская может означать: Московский — притяжательное прилагательное, указывающее на принадлежность к городу Москве, реке или имеющий собственное значение трасса (2,22%), но следующие места в пятерке фаворитов заняли уже радиальные, «традиционно проблемные и загруженные Варшавское (0,68%), Дмитровское (0,46%), Каширское (0,44%) и Ленинградское (0,36%) шоссе».
Разбор также показал, что МКАД сохраняет первое место и по количеству «тотальных» убытков. Более четверти всех столичных ДТП, после которых автомобили не подлежат восстановлению, происходит именно на кольцевой дороге путь сообщения для передвижения людей, прогона скота (ранее) и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны. По числу тотальных ДТП радиусы заняли 2-ое и третье места –Варшавское (0,76%) и Ленинградское (0,76%).
Впрочем, даже если не учитывать аварийность на этих радиусах, они своим шумом и загазованностью оказывают очень негативное влияние на город и его жителей. Буквально раздирающая город Большая Лениградка, берущая начало от Манежной площади и, по начальному проекту, заканчивающаяся у аэропорта Шереметьево, на некоторых участках имеет девять полос к центру (пять полос «основного хода» и четыре на дублёре) и 10 в область (три «основного хода», три транзитных полосы дублёра в тоннеле и четыре полосы дублёра на поверхности).
Как отмечают в рос общественном движении «Синие ведёрки», по сути являющимся, по словам лидера «ведёрок» Пётра Шкуматова, «неформальным обществом блогеров», самым жутким фрагментом Большой Ленинградки стала прежде вполне пригодный для жизни участок в районе улицы Правды.
Когда-то в этом районе царствовал устойчивый аромат, исходящий от одного из старейших и крупнейших в России кондитерских предприятий, фабрики «Большевик». Участки «основного хода» от дублёров отделялись 2-мя бульварами с плотно высаженными на них деревьями. Теперь бульвары аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первоначально — на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок сохранились, только стали значительно уже. Фабрика «Большевик» со своим про-вом и ароматами перенесена во Владимирскую область. Деревья на бульварах после реконструкции высажены новые, но перспектива того, что они приживутся, туманна. Кол-во лавочек и дорогих урн увеличилось в разы, но даже в самую хорошую погоду на бульварах нет никого. Что не удивительно – ни один вменяемый человек не станет отдыхать на таком бульваре, в шуме от пролетающих авто и в благоухании выхлопных газов.
«Голубые ведёрки» иронизируют, что якобы нежелающие гулять по бульварам Ленинградки москвичи неблагодарные. Для них же стараются! К сожалению, многие проекты «благоустройства» в Москве (естественно, далеко не все) осуществляются по принципу «получите и заткнитесь». Проекты такого благоустройства хорошо и, быть может, даже прекрасно выглядят в макете, но в них не учитывается реальное развитие транспортных потоков. Про то, что такое благоустройство прекрасный способ освоения госбюджетных средств, даже смешно говорить.
Однако, не исключено, что стоит вернуться к идее профессора-градостроителя. Если запустить Большую Ленинградку под Кремль и Москву-реку, прорубить для неё место через Замоскворечье, и дальше, до Домодедово, то количество безжизненных бульваров может возрасти на несколько порядков. А уж числа освоения будут просто феерическими. Ну хоть одной проблемой – насыщения нового поколения чиновников – станет меньше. Вот только лишь надолго ли? Ведь следом идет другое поколение…