Как слияние Пенсионного фонда РФ и соцстраха изменит систему выплат популяции?
На фото: здание ПФР (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)
Глава «», может означать: Глава — единица композиции в литературе Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда общественного страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.
Не исключено, что речь идет о смене парадигмы пенсионной системы. Максим Топилин фамилия и топоним; имеет женскую форму Топилина не подходит под поставленную задачку объединения социальных фондов, считают, близкие к правительству одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал) источники РБК. Напомним, Топилин в качестве министра труда был главным «толкателем» пенсионной реформы, которую стали называть «людоедской». Продавив ее, он возглавил ПФР.
За объединение соц фондов (ПФР, ФСС и ФМС) в единую структуру в бытность главой Счетной палаты (2018 год) выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Объединенный фонд, гласила она, станет «уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в общественной собственности».
К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его правопредшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и перебегает на работу может означать: Работа — это выполнение действий во времени и пространстве с применением силы в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опаски.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только лишь тогда, когда от них нет должной отдачи.
— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Фактически именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части спец реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. Ничего, кроме негатива людям и мировой экономике страны он не принес.
«СП»: — Интересно, что ПФР все-таки ликвидируют, сливая его с ФСС…
— Эти фонды по сущности дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются госбюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверняка, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный толк.
Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не необходимы. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.
Смысл планируемых преобразований «СП» объяснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек совершенно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком отлично. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой широких баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.
Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры не нужно было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который создавал выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения Объединение — разновидность организации, формирования ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению грядущих задач.
«СП»: — А объединение фондов вопрос решенный? В каком непосредственно формате? Голикова говорила об объединении не только ПФР и ФСС, но и ФМС…
— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС приготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). ФМС это объединение касаться не будет.
«СП»: — Также Голикова гласила, что новая структура должна находиться не в государственной, а в публичной собственности. Что это означает?
— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок отчет, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех соц фондов некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.
Сейчас фонд является, по сущности, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как хоть какое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.
В то время как на Западе, к примеру, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность рабочих, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в взаимосоответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.
Их решения независимы от правительства. Конкретно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или поменять тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения многозначный термин там принимаются консенсусом. Стороны должны условиться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.
Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается вкладывательной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто напросто осуществляет софинансирование обязательств государства.
Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать указ и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, надо объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет изготовлено, гражданам человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.
Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.
— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, естественно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Быстрее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.
Топилин был назначен на пост управляющего ПФР еще во времена премьера Медведева, в 2012 году. Теперь же Мишустин подобрал на эту должность нового человека. Правительство Мишустина делает ставку на укрупнение «институтов совершенствования» — создание структуры, более понятной с точки зрения управленческой логики. ПФР будет встраиваться в более крупную систему, перед которой будут ставиться верно сформулированные задачи, увязанные с развитием страны.
Таким образом, отставку Топилина стоит осматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является 1-ый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, в которой государство — не просто напросто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.
Судя по оценке гендиректора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некоторую политическую фигуру.
— Очень может быть, что это является еще одним латентным признаком приближающейся открытой фазы транзита власти. Просто потому что в закрытой фазе он идет с конца прошлого года. Слухи о том, что собираются соединять воединожды три социальных фонда, циркулируют уже года два. Тогда назывались разные фамилии людей, которые должны были высвободить свою должность в рамках транзита. Именно это было «легендой» для создания «суперфонда». Потому главный вопрос в том, под кого это делается, ведь объединенный фонд — колоссальный ресурс. Само же решение — чисто аппаратное. Какая разница кто будет администрировать денежные потоки? Принципиальные подходы не изменятся.