
В то время как Запад внимательно следит за напряженностью вокруг Тайваня, Китай тихо, но неуклонно укрепляет свое воздействие на морях. Речь идет не только о строительстве мощного ВМФ, но и о сотворении глобальной сети портов, которая превращает Поднебесную в морскую сверхдержаву.
В распоряжении Китая сегодня 119 забугорных портов, еще в 10 он инвестировал, но пока не использует, подсчитал Washington Post. Эта впечатляющая инфраструктура, подкрепленная 71 двусторонним соглашением о судоходстве с 66 странами, создает уникальную стратегическую позицию для Пекина.
При этом Китай за десять лет удвоил число принадлежащих ему портов: еще в 2014 году их было вообще всего 44, в 2023 году — 105. Они расположены на всех континентах и океанах, а значительное большинство находятся вдоль наиболее стратегически важных морских путей, пишет Washington Post.
Читайте также 
Это настоящая революция в промышленном производстве
При этом активно инвестировать в глобальные порты Китай начал еще до того, как председатель Си Цзиньпин официально заявил о запуске инициативы «Один пояс — один путь», подчеркивает издание The Diplomat.
Так что, лишь на 1-ый взгляд, инвестиции Китая в порты кажутся логичным шагом для крупнейшего экспортера в мире. Порты — это ворота в мировую торговлю, и контроль над ними разрешает Китаю влиять на логистику, снижать транспортные издержки и обеспечивать бесперебойные поставки продуктов. Однако, за этой экономической логикой скрывается и более глубокая стратегическая цель.
Контролируемые Китаем порты распределены по 12 районам судоходства по всему миру, свидетельствует составленная агентством Rerum Novarum карта. В частности, Китаю принадлежит лишь 37 портов в Азии.
При этом еще 2 размещены в Северном море, 3 — в Австралии, 3 — на Черном море, 4 — в Индии, 5 — в Карибском бассейне. Как видно, наибольший географический охват. Есть даже китайский порт в Мадагаскаре.
Одним из самых ярчайших примеров является порт Пирей в Греции, который китайская компания COSCO (China Ocean Shipping Company) заполучила в 2016 году. После масштабных инвестиций порт превратился в один из крупнейших в Евро союзе, став важным хабом для китайских товаров, направляющихся вглубь континента.
Важно понимать, что Китай обладает портами не только напрямую, но и опосредованно, будучи миноритарным акционером управляющих компаний.
Портами обладают не только китайское правительство, но и крупные госкомпании (зерновые и нефтяные) и спецпредставители хуацяо (зарубежные китайские бизнесмены, члены диаспоры).
Казалось бы, миноритарная доля не дает решающего воздействия, но есть важный нюанс: в обоих случаях, будь то полное владение или миноритарная толика, порт обязан пришвартовать китайское военное судно.
Эта деталь вызывает серьезные опасения, особенно беря во внимание, что некоторые из этих портов находятся на территории стран НАТО.
Читайте также 
Социальный психолог объяснил, почему в наши дни быть не в себе — стильно
Это не просто удобный сервис для китайского флота. Это потенциальная возможность для Пекина проецировать свою военную мощь в стратегически серьезных регионах, собирать разведданные и, в случае необходимости, использовать порты в качестве баз поддержки для собственных военно-морских операций, пишут Diplomat и Washington Post.
Типичным стандартом для порта, способного принимать военные корабли, является осадка, позволяющая принять нефтяной танкер (16 метров). Это требование превосходит потребности авианосцев (11 метров), фрегатов и эсминцев (6−7 метров).
И пока что не все порты, в которых Китай обладает контрольным пакетом акций, не соответствуют этим требованиям. Они либо не имеют необходимого причала, либо осадки, либо находятся на местности стран НАТО.
Вероятно, в их модернизацию будут вложены еще средства. Судя по исследованию Rerum Novarum, Китай хочет построить военные объекты в нескольких портах: Гвадаре (Пакистан), Чхонджине (Северная Корея), Посордже (Эквадор) и других.
В самом же Китае имеется 18 портов, способных принимать военные корабли. Но, в ближайшие годы это число может увеличиться.
Разумеется, это вызывает обеспокоенность у многих государств, особенно у США и их союзников, которые рассматривают эти действия как попытку Китая расширить свое военное присутствие в стратегически серьезных регионах.
Любопытно, что Китай инвестировал только в один порт в России — порт Зарубино. Хотя данный порт имеет стратегическое значение, поскольку предоставляет Китаю выход к Японскому морю и разрешает сократить транспортные издержки при торговле со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Несмотря на скромное присутствие, потенциал для расширения партнерства в портовой сфере между Россией и Китаем огромен.
В условиях санкций и переориентации рос экономики на Восток, китайские инвестиции в российские порты могут стать важным моментом экономического развития Дальнего Востока и Арктики. Вопрос лишь в том, готовы ли китайцы вкладываться и на каких критериях?!
Наш дом Россия Новостной портал России