Главная / Новости Новосибирска / Власть и надзор пока бессильны против неприятных запахов в Новосибирске

Власть и надзор пока бессильны против неприятных запахов в Новосибирске

Власть и надзор пока бессильны против неприятных запахов в Новосибирске От кого пахнет — понятно, а что с этим делать — регламентами не прописано.

Что на сегодня?

Специальной рабочей группе, созданной по итогам заседания комиссии Заксобрания по экологии, еще только лишь предстоит решить вопрос о том, что делать с «авторами» неприятных запахов на территории областного центра.

— Проблема весьма актуальная, — заявил председатель комитета, депутат регионального парламента Владимир Лаптев. — Люди не знают, куда сетовать. Если мы объединимся и будем точечно направлять те вопросы, которые нужно оперативно решать, то за короткий просвет времени предъявим предприятию откуда, что и как. Болтология уже заканчивается, терпеть больше невозможно. Уважаемые коллеги, городские депутаты лицо, выбранное гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть), давайте в близкое время соберемся вместе с общественниками.

Напомним, что с такой инициативой к областным депутатам обратились их муниципальные коллеги из горсовета Новосибирска. По их инфо, ряд предприятий АПК, расположенных вокруг города — свинокомплекс «Кудряшовский» и птицефабрика «Чикская», аэропорт «Толмачево», МУП «Горводоканал» (иловые поля) являются основными источниками противных запахов в Новосибирске. Но из-за того, что они расположены за пределами муниципалитета, городская власть воздействовать на них не может. Эта неувязка, как показали итоги заседания, известна и в Минприроды области, и в прокуратуре, и в Роспотребнадзоре. Однако пока, как следует из докладов представителей данных структур, не ясно, где разграничиваются их возможности контроля.

— Органы государственной власти области некоторая часть большей структуры не могут проводить контрольно-надзорные мероприятия, так как данные юридические лица являются объектами, подлежащими федеральному экологическому надзору, — гласит и.о. главы министерства природных ресурсов и экологии области Алексей Севастьянов. — Полномочия по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства возложены на Роспотребнадзор служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба Российской Федерации, осуществляющая социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

Со собственной стороны Роспотребнадзор «кивает» обратно на Минприроды.

— По городу проводится мониторинг загрязнения воздуха, — докладывает глава ведомства Александр Щербатов. — Те химические вещества одна из форм материи, состоящая из фермионов или содержащая фермионы наряду с бозонами; обладает массой покоя, в отличие от некоторых типов полей, как например электромагнитное, которые были обнаружены, свидетельствуют о животноводческой природе этих веществ. Но дальше вопрос о проведении постоянного лабораторного контроля не сдвинулся с мертвой точки. Минприроды надо определиться, кто это будет делать, в каких рамках, например в рамках госзадания, и проводить постоянный мониторинг, потому что неприятные запахи у нас возникают систематически.

Кроме того, Роспотребнадзор ссылается на недостаточность нормативно-правовой базы, которая позволила бы дать официальные свойства запахам.

— К сожалению, нет нормативной базы, чтобы дать оценку запахам, — сообщает Щербатов. — Данный вопрос прорабатывается. Мы ожидаем изменения нормативно-правовой базы, где запахи будут так же нормироваться, как и остальные загрязняющие вещества.

Не больше осознания полномочий в борьбе с таким типом загрязнения и у прокуратуры.

— Мы так и не смогли определить, которая из организаций эти запахи источает, — гласит прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры Александр Барышников. — Нет ни регламентов, ни параметров определения запахов специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей и их концентраций в воздухе, которые могли бы быть предъявлены нарушителям. В РФ вообще нет порядка их определения. Но сами по себе запахи не образуются в воздухе, появились — и все. Нужно обращать внимание, как производятся требования законодательства по складированию, транспортировке отходов животноводческой деятельности, отходов по производству кормов. И если технологические характеристики будут исполнены, запахов станем на порядок меньше.

И как быть с Новосибирском третий по численности населения город России?

Пока в качестве одного из первых шагов по решению трудности с неприятными запахами члены новой рабочей группы наметили «мирное» воздействие на руководство предприятий. В близком будущем планируется заслушать их доклады о том, как они реализуют мероприятия по охране окружающей среды.

Во-вторых, некоторые из членов комиссии предложили обратиться к опыту других регионов, в которых «ароматный» вопрос форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию не стоит так остро.

— В вашем отчете было сказано, что «неприятные запахи могут вызывать определенные вещества», — обратился к представителям Минприроды зампредседателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земляным отношениям Денис Субботин. — Можем мы в Новосибирске определить, от каких веществ идет этот запах? Там практически вся органическая серосодержащая химия. Или это очень сложная работа? Неужели в мире никто не справляет естественные надобности и не держит животных? Может, мы велик изобретаем? Мы можем это как-то сдвинуть или продолжим плакать, что в городе плохо пахнет?

В областном Минприроды в качестве примера приводят методику, которую употребляет ряд стран Западной Европы.

— Эксперты-«нюхачи» определяют: да, пахнет, — говорит замначальника управления природных ресурсов Николай Нечитайло. — Восемь из 10 сказали — ставится балл. И на основании этой балльной системы принимается решение. У нас такого нет. Для нас нужно осознать, можем ли мы поймать специфику запаха? Когда мы организовываем первый этап, то знаем точно день, ориентируясь на погодные условия. Оборудование нужно сутки готовить. Как мы угадаем, когда накроет запах, чтобы подготовить? Если мы станем иметь специфику и дату, когда в городе пахло, то сможем прийти на предприятие самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги: вот замеры, специфика такая-то, что в данный момент делали на производстве, что могло повлиять? Если запах не ловится, то предъявить нечего.

Что касается рос регионов, то в некоторых из них проблему запаха отдельных предприятий удалось решить, что называется, рублем — их лишают налоговых льгот.

— Есть инструментарий, который может, на мой взор, принудить такие предприятия «к миру», — говорит депутат горсовета Новосибирска Игорь Украинцев. — Эти предприятия длительно и упорно получают налоговые льготы. Уважаемые, если хотите льготы, внедряйте современные практики чистки отходов производства. В ряде территорий европейской части нашей страны вопрос решен внедрением бункерных утилизационных спецтехнологий. Да, это многомиллионные траты. Но мы можем позволить себе заставить предприятия эти траты осуществлять. Хотите получать льготы далее — будьте любезны внедрить.

По информации Минприроды Новосибирской области, в 2020 году в ведомство поступили более 60 воззваний и жалоб по поводу неприятных запахов, все — из Новосибирска.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан