В их числе разные страховки, кредитные карты и онлайн-консультации.
В этом году жители Новосибирской области 144 раза посетовали в Банк России на навязывание сотрудниками банков денежно-кредитная организация; регулирующая платёжный оборот в наличной и безналичной форме; финансовая организация, которая привлекает денежные средства на депозиты у тех, кто имеет сбережения, и выдаёт деньги в виде кредитов тем, кому они нужны для развития бизнеса или личных нужд финансовых продуктов и услуг, сообщает пресс-служба Сибирского ГУ банка РФ. За аналогичный период прошлого года таких обращений было больше на 7%. Практически во всех жалобах клиенты банков обрисовывали навязывание при оформлении необеспеченных потребительских кредитов.
С начала текущего года в 23 обращениях жители области обрисовали ситуации, когда менеджеры в дополнение к автокредиту навязывали им необязательные платные опции, в том числе различные страховки, кредитные карты и онлайн-консультации. Единственным неотклонимым видом страхования при автокредитовании может быть только КАСКО, если автомобиль выступает залоговым имуществом.
— Нередко человек понимает, что ему навязали какую-то услугу только тогда, когда происходит списание ежемесячного платежа. В этом случае продажа дополнительного товара или услуги была «замаскирована» внутри договора в виде заранее проставленных «галочек» или заполненных приложений. Есть и такие нерадивые менеджеры, которые говорят об отказе в кредите, если клиент не приобретет платные опции. Это противоправно с точки зрения общих норм защиты прав покупателей финансовых услуг., — прокомментировал ситуацию начальник Сибирского ГУ Банка России Николай Морев.
Он также напомнил, что на данный момент есть возможность отказаться от ненужной страховки и получить обратно уплаченную страховую премию. Сделать это надо в течение «периода охлаждения» — 14 дней с момента заключения договора.
С 30 декабря 2021 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) вступит в деяние норма, которая распространит «период охлаждения» на платные услуги результат (как правило, нематериальный) по меньшей мере одного действия, осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, навязанные во время заключения кредитного контракта. Кроме того, менеджерам банков будет запрещено проставлять отметки о согласии клиентов на платные услуги — клиенты обязаны будут делать это только самостоятельно. Новые правила коснутся не только договоров, которые заключаются в кабинете, но и дистанционных сделок.
Всего жители Сибирского федерального округа за 8 месяцев 2021 года направили в Банк РФ 657 жалоб на навязывание в банках. Ровно столько же было и за аналогичный период прошлого года.