Не пропусти
Главная / Происшествия / Грандиозные планы по распродаже Украины. Под контролем послов G7

Грандиозные планы по распродаже Украины. Под контролем послов G7

Грандиозные планы по распродаже Украины. Под контролем послов G7

Украина обещает провести большую акцию распродажи активов в 2021 году. Как заявил премьер-министр страны Денис Шмыгаль в интервью турецкому информагентству DHA, главная приватизация государственных компаний на Украине планируется в следующем году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)

Премьер уточнил, что «большая приватизация-2021» будет обхватывать энергетическую, химическую промышленность, а также производство машин.

Шмыгаль пригласил турецких инвесторов брать объекты на Украине, заявив, что видит большой потенциал для турецких компаний в сфере инфраструктурных проектов, морских портов и телекоммуникаций. Он раздельно подчеркнул, что для турецких инвесторов будут созданы благоприятные условия.

Стоит напомнить, что после визита Владимира Зеленского в Турцию его кабинет сообщил, что турецкая компания Aksoy Ventures рассматривает возможность приватизации украинских энергетических компаний. Украинские власти всячески поддерживают такие информационные поводы, чтобы создать впечатление будущей большой распродажи энергокомпаний.

В сообщении о заинтересованности Aksoy Ventures в покупке украинских энергокомпаний не сказано, какие конкретно предприятия рассматривает турецкая компания. Стоит обратить внимание, что Aksoy Ventures работает в энергетике по нескольким фронтам, действуя через компанию Turcas.

Первое направление — розничная продажа купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) (п. 1 топлива, производство и сбыт смазочных материалов. Тут у Turcas совместное предприятие с Shell. Совместное предприятие Shell и Turcas входит в десятку крупнейших компаний Турции, его оборот в 2018 г. достигнул 33 млрд турецких лир (около $6 млрд). Также Turcas вместе с немецкой компанией RWE обладает и эксплуатирует парогазовую электростанцию Denizli мощностью 800 МВт. Электростанция обеспечивает около 2% потребности Турции в электроэнергии. Что типично, в обоих видах бизнеса — и по продаже нефтепродуктов, и по производству электроэнергии — партнеры Aksoy Ventures, организации Shell и RWE, играют первую скрипку.

Так, в СП по производству электроэнергии RWE владеет 70% акций, а Turcas — 30%, такое же рассредотачивание долей и в бизнесе по генерации электроэнергии с немецкой RWE. Поэтому очень сомнительно, что Aksoy Ventures, играющая в энергетических бизнесах в своей стране вторые роли, готова самостоятельно инвестировать в рынки других стран, в частности, на Украине.

Планов громадье

 

Под девизом «государство — неэффективный собственник» украинская власть пытается распродать предприятия, которые еще остались в гос собственности. В перечень объектов для приватизации включили и объекты стратегической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, может грозить национальной безопасности.

 

Стоит напомнить, что президент Владимир Зеленский поручил начать подготовку к масштабной приватизации форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности в частные руки еще в ноябре 2019 года. По оценкам правительства, в близкие годы большая приватизация должна обеспечить в госбюджет Украины $1 млрд натуральное число, изображаемое в десятичной системе счисления единицей с 9 нулями (1 000 000 000 = 109, тысяча миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой.

В 2021 году Кабинет министров намеревается получить от приватизации государственного имущества 12 млрд грн. По сравнению с первым чтением законопроекта о госбюджете план первоначально означало равнину; позже стало использоваться в геометрии, в значении плоскость, а также и проекции определённого предмета на эту плоскость увеличен в два раза (с 6 млрд грн).

Масштабная приватизация на Украине должна была стартовать еще в 2020 году. Правительство запланировало продать около полутысячи государственных объектов. От распродажи собирались получить 12 млрд грн (по 6 млрд от большой и малой приватизаций). Это в 22 раза больше, чем посчастливилось заработать на продаже государственных объектов в 2019 году. Дорогу приватизационному процессу открыл парламент: в октябре 2019 года Верховная Рада отменила перечень предприятий, не подлежащих приватизации.

До этого несколько лет подряд чиновники также обещали большие акции распродажи. Впрочем, ни одного крупного объекта так и не продали. Но в этот раз даже эксперты прочили успех большой приватизации. Но эпидемия коронавируса поставила крест на планах пополнить бюджет страны территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах») за счет распродажи.

В марте Фонд муниципального имущества приостановил большую приватизацию на Украине до восстановления ситуации на финансовых рынках. Объявляя об этом решении, глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко выделил, что политический курс на приватизацию и привлечение инвестиций в экономику Украины остается неизменным: нестратегические объекты и лишнее имущество совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица или публично-правового образования (включая деньги и ценные бумаги), а также их имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц, представляющие для собственника какую-либо полезность должны быть переданы на честных и конкурентных аукционах компетентным инвесторам.

А затем парламент в апреле в освеженном бюджете снизил планку по поступлениям в бюджет от приватизации до 500 млн грн.

Пять гигантов

 

Большая приватизация была одним из обещаний, данных Украиной государство в Восточной и частично Центральной Европе МВФ. Держат руку на пульсе большой украинской приватизации и послы государств G7. В конце ноября во время встречи с председателем Фонда государственного имущества они подтвердили свою поддержку прозрачной и справедливой приватизации муниципальных активов. При этом они не преминули подчеркнуть, что «приватизация — важная реформа, которая снизит коррупцию и откроет свежие возможности для развития экономики».

 

До конца года Фонд госимущества должен был объявить два тендера по продаже хотя бы 2-ух больших госкомпаний. Еще три должны выйти на продажу в первом полугодии 2021-го.

В списке на большую приватизацию очутились настоящие гиганты. Например, имеющая обогатительный комбинат в Житомирской области и горно-металлургический завод на Днепропетровщине Объединенная горно-химическая компания (ОГХК). Еще — Одесский припортовый завод (ОПЗ), а также столичный «Президент Отель» и харьковский завод «Электротяжмаш», который выпускает электро- и турбогенераторы для термических и электростанций. Пятый объект в этом топ-списке — угольная компания «Краснолиманская». Каждый из этих объектов Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя) оценивается в выше 250 млн гривен.

Стратегические объекты на продажу

 

В январе 2020 года на заседании правительства был одобрен освеженный перечень запрещенных к приватизации государственных предприятий. В то же время Кабмин разрешил частичную продажу спецакций ряда компаний может означать: Компания (фр. compagnie) — название формирования, в России ей соответствует рота (пример, Лейб-компания), оставив за государством контрольный пакет (50% + 1 акция). В перечень компаний, часть которых правительство готово продать, вошли, в частности, «Нафтогаз», «Магистральные газопроводы Украины», «Укртрансгаз», «Укрнафта», «Укртранснафта», «Черноморнефтегаз», «Укрпочта», «Укрзализныця».

 

В феврале Кабмин расширил перечень запрещенных к приватизации госпредприятий. Список пополнили НАЭК «Энергоатом», ЧАО «Укргидроэнерго», ЧАО НЭК «Укрэнерго», ГП «Оператор рынка» и ГП «Гарантированный клиент». В планах Кабмина оставить в госсобственности 300 компаний из 3000.

В 2018 году от приватизации государственного имущества украинское правительство планировало получить в бюджет 22,5 млрд гривен ($800 млн). Позже эти без преувеличения грандиозные планы были скорректированы до 21,3 миллиарда ($760 млн). Вначале за 2018 год планировалось продать госпакеты 26 крупных объектов, однако затем список был сокращен до 23-х. Посреди них, в частности, было пять облэнерго, четыре ТЭЦ, Одесский припортовый завод (ОПЗ), «Турбоатом», Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), «Сумыхимпром». Но эти планы так и не осуществились.

В 2017 году была та же эпопея: за счёт приватизации было запланировано получить в бюджет финансовый план определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемый на определённый период времени, обычно на один год 17,1 миллиарда гривен может означать: Шейная гривна — обруч, цепь или ожерелье, носимые на шее или на груди как украшение или как знак отличия, реально получили только лишь 3,4 миллиарда. Ни одно из крупных предприятий (стоимостью более 250 млн гривен) так и не было продано.

Немалая приватизация в 2016 году также провалилась. Власть хотела получить от нее 17 млрд грн (в эквиваленте приблизительно $630 млн) поступлений в бюджет. Однако в реальности по итогам 2016 года получили около 330 млн грн (мение $12,2 млн).

Более-менее успешно Украине все эти годы удается распродавать недорогие объекты. Так называемая «малая приватизация» муниципального и коммунального имущества за 10 месяцев 2020 года обеспечила 2733 млн гривен поступлений в бюджеты различных уровней.

Что мешает большой приватизации

 

По оценке экономистов, приватизация украинских активов будет срываться до тех пор, пока в стране не улучшится ситуация с прозрачностью принадлежности и деловым климатом, либо не будут проведены реальные институциональные реформы. На официальном уровне власти продолжают декларировать большие приватизационные амбиции. Но не стоит забывать, что собственность на Украине защищается лишь условно. Украина занимает 109-е место посреди 129 стран в международном рейтинге защиты прав собственности. По этому показателю страна опережает Молдову, но значительно отстает от всех стран бывшего СССР и Восточной Европы, а также уступает Ирану и Алжиру.

К тому же на Украине до сих пор не запущен обещанный щедрым инвесторам спецпроект «инвест-няня». Планировалось, что с теми, кто вкладывает в страну более $100 млн, государство будет заключать прямое инвестиционное соглашение, базирующееся на английском праве, и предоставлять индивидуального «опекуна» от правительства. Обещали, что персональная «инвест-няня» будет свободно владеть пятью языками и помогать решать все сложные вопросы в режиме 24 часа в 24 часа 7 дней в неделю.

Среди грандиозных планов по обеспечению распродажи было заявлено также о сотворении на Украине международного арбитража для инвесторов, который будет защищать их права собственности.

Сейчас активы 100 крупнейших муниципальных предприятий Украины составляют 1,48 трлн грн, или 92,5% от общей стоимости активов всех работающих госпредприятий. Вообще всего в украинском госсекторе насчитывается чуть более 3360 предприятий, а реально работает половина из них. При этом показатель крупнейших налогоплательщиков на Украине за 2019 год возглавляют именно государственные компании. На первом месте в топ-100 налогоплательщиков Украины 2019 года, по версии журнальчика «Рейтинг», оказалась «дочка» «Нафтогаза» компания «Укргаздобыча». По итогам года компания заплатила в госбюджет 47,6 млрд гривен. На втором месте сам «Нафтогаз», который отчислил в бюджет около 34,2 млрд гривен. Также в топ-5 попал «ПриватБанк», данные по которому издание не раскрыло. Согласно исследованию, он поднялся на 22 позиции. На 5-ом месте «Укрзализныця», заплатившая в бюджет 16,5 млрд грн.

Найти простой ответ на вопрос, почему продают выгодные предприятия самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги, сложно.

Адепты масштабной приватизации утверждают, что приватизация должна быть не средством пополнения госбюджета, а средством сбрасывания ответственности за содержание госпредприятий и их трудовых обществ с государства на частного собственника. Но весь опыт приватизации на Украине свидетельствует об обратном. В условиях коррупционной олигархической экономики переход права принадлежности на производственные активы от государства политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны к частнику не означает взятие последним на себя полной ответственности за решение всех технологических, денежных и социальных проблем предприятия. Чаще всего наоборот. Новые хозяева сразу же начинают добиваться от власти преференций и льгот для приватизированных ими госпредприятий.

 

 

Спорен и тезис, что приватизация на Украине принесёт инвестиции на госпредприятия, которые нужны для модернизации их основных фондов. Действительно, в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, приватизация решает эту задачку, находя эффективных частных собственников с необходимыми средствами для обновления производственных мощностей. Но в украинских реалиях такая парадигма является исключением. Украинские олигархи, купив госпредприятия предприятие (англ. state-owned enterprise, сокр, предпочитают эксплуатировать имеющиеся главные фонды, вкладывая в лучшем случае деньги только в необходимый текущий и капитальный ремонт. Более показательный пример тому — приватизированные в конце 1990-х — начале 2000-х украинские металлургические фабрики.

Утверждение же о том, что государственные предприятия — источник коррупции, также выглядит малоубедительным. Вопрос эффективности-неэффективности деятельности госпредприятий и воровства на них наёмного менеджмента зависит от свойства работы правоохранительных и налоговых органов, которые обязаны обеспечить необходимый контроль за использованием госсобственности.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан