
Китай пришел в Арктику с запозданием. В то время как европейские страны начали проникновение в этот регион ещё в XVI веке, Китай стал энергично участвовать в его освоении только в конце XX века. Медленно запрягал, зато понесся быстро. И намерен стать ключевым игроком в Арктике. Конкурировать с ним может, разве что только лишь Россия или Российская Федерация (сокр.
После вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 г. производственный сектор державы значительно расширился. Последовавшие десятилетия бурного роста под руководством Си Цзиньпина превратили КНР в сверхдержаву.
Сначала, правда, богатые страны предоставляли технологии и капитал, а Китай снабжал доступными по стоимости товарами. И всегда был оптимистично настроен в отношении того, что Европа и Северная Америка останутся покупателями его продукции. Однако нынешняя торговая война эти надежды нарушила, и Китай ищет новые рынки.
Читайте также 
Дисциплинированные и платёжеспособные заёмщики банкам уже не нужны?
По мере усиления глобального потепления вырастает его интерес к Арктике. Особенно если в ближайшие десятилетия таяние полярных льдов вода в твёрдом агрегатном состоянии позволит получить круглогодичный доступ к Северному морскому пути. СМП может стать более экономной альтернативой Суэцкому каналу, сократив время транзита грузов на 9 дней.
Существующие судоходные пути несовершенны для Китая. Северо-Западный проход менее экономичен и подчиняется канадским правилам судоходства, а условия транзита по Центральному арктическому проходу пока неблагоприятны из-за экологических и технических заморочек, пишет в статье для GIS Reports Online старший научный сотрудник Цзюньхуа Чжан.
Метеорологические прогнозы демонстрируют, что Арктика прогревается быстрее, чем остальная часть мира, что приводит к значительному сокращению площади и толщины морских льдов. По прогнозам, в 2030 г. в Северном Ледовитом океане может наступить 1-ое лето без льдов. И уже к 2050-му СМП станет одним из самых эффективных маршрутов для грузоперевозок меж Азией и Европой.
Кроме того, Арктика единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов богата природными ресурсами, в том числе нефтью, газом, полезными ископаемыми, рыбой. По оценкам, пока не разведанные там припасы углеводородов составляют около 25% мировых. Все это и привлекает Китай.
В его «Белой книжке», посвященной арктической политике, уже в 2018 г. утверждалось, что неарктические страны (в том числе одно из основных понятий математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей КНР), имеют права в Арктике. Пекин энергично отстаивает право на научные исследования, навигацию, полёты, рыбную ловлю, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также разведку и добычу ресурсов.
При Си Цзиньпине после дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном государстве (или в нескольких государствах по совместительству) или в международной организации; официальный представитель интересов и руководства своей страны более чем 10 лет усилий Китай достиг на этом направлении значительных успехов. На сегодня он управляет несколькими научно-исследовательскими станциями в районе и пополнил свой флот двумя ледоколами.
Еще в 2013 г. Китай получил статус наблюдающего в Арктическом совете и заключил несколько соглашений с арктическими странами о совместных исследовательских работах и коммерческих проектах в Северном Ледовитом океане.
В июле 2023 г. был официально запущен постоянный китайско-российский судоходный коридор по арктическим морским путям, что значительно сократило расстояние и время, нужные для перевозки грузов из северных портов России в Китай.
Читайте также 
В меню у Пхеньяна есть куда более забористые «яства» — идеи чучхе и сонгун
И по итогам года минимум 80 судов, включая грузовые, круизные и нефтяные танкеры, достигнули китайских портов по арктическому водному пути место, направление или сам процесс перемещения (или изменения); вплоть до научных абстракций этого понятия: Путь — система сообщения, по которому осуществляется проход или проезд, по которому что-то или кто-то передвигается или перемещается (водный путь, торговый путь и так далее). Благодаря этим событиям Поднебесная почти закрепила за собою статус «приарктической страны территория, выделяемая по географическому положению, физико-географическим условиям либо государственно-политической принадлежности (суверенные государства, зависимые территории и владения)».
Китай официальное название — Китайская Народная Республика, сокращённо — КНР (кит осваивает Арктику рука об руку с РФ. Еще в марте 2023 г. наши страны договорились о создании совместной рабочей группы для продвижения спецпроекта Северного морского пути. А сейчас совместное предприятие «Росатома» и судоходной организации Hainan Yangpu Xinxin уже готовится строить контейнеровозы полярного класса для круглогодичной эксплуатации на СМП.
После внедрения антироссийских санкций крупнейшие мировые нефтяные компании (в том числе BP, Statoil и ExxonMobil) отказались от партнерства с Москвой или приостановили его.
В ответ на ужесточение западных мер Россия предложила 40-процентную скидку на продажу СПГ китайцам. На ПМЭФ руководители PetroChina и «Новатэка» Ван Илинь и Леонид Михельсон подписали соглашение о покупке спецакций: PetroChina приобретет 10-процентную долю в «Арктик СПГ 2».
«Пекин, сотрудничая с Москвой, стремится к тому, чтобы Севморпуть оставался свободным от вмешательства Запада. К примеру, недавно Береговая охрана Китая приняла участие в своём первом арктическом патрулировании совместно с Россией», — резюмирует Цзюньхуа Чжан.
Наш дом Россия Новостной портал России