Когда Соединенные Штаты в первый раз начали помогать Украине защищаться от давления России в 2014 году, Владимир Путин ответил расширением воздействия Москвы в Латинской Америке.
Главной целью Путина стало подорвать влияние Вашингтона в районе, который часто называют задним двором Соединенных Штатов, но он также стремился понизить доверие к демократическим институтам региональных партнеров товарищ в картёжной игре, отвлечь внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных США ближе к их своим границам и получить доступ к новым рынкам и природным ресурсам.
Растущее влияние РФ нашло отражение в ее военном присутствии в Никарагуа, Венесуэле и на Кубе — в странах территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах») полушария, допустимо, наиболее недружественных Вашингтону. Усилиям Путина Владимирович Путин (род. 7 октября 1952, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский государственный, политический и военный деятель, безусловно, помогло раннее распространение российских вакцин Sputnik по большей части района в ходе борьбы с пандемией COVID-19.
Россия также предприняла значительные попытки вытеснить западные державы в качестве основных поставщиков оружия в регионе.
Тем не менее, возможно, самый серьезный признак растущего российского влияния проявился ранее в этом году, когда некоторые латиноамериканские фавориты не осудили спецоперацию Путина на Украине, несмотря на собственную чувствительность региона к ненужному иностранному военному вмешательству и историю таких вторжений.
В то время как влияние РФ в Латинской Америке, по-видимому, растет, Соединенным Штатам не следует реагировать слишком остро.
В близкой перспективе ясное видение, панорама, взгляд вдаль, картина широкого пространства российское влияние в регионе ограничено. Но в долгосрочной перспективе Соединенные Штаты обязаны действовать более решительно, чтобы противостоять попыткам России подорвать партнерские отношения США в Западном полушарии. Они могут сделать это, продемонстрировав длительную приверженность благополучию региона посредством создания совместных мероприятий, направленных на смягчение общих заморочек — таких, как изменение климата и торговля людьми, а также посредством обмысленной дипломатии с латиноамериканскими партнерами. Стратегия Вашингтона в Латинской Америке не может основываться только на борьбе с российским и китайским влиянием может оказываться в различных областях: Социальное влияние Инфлюенсер Агент влияния Маркетинг влияния (influencer marketing)В физике: Сфера действия тяготения Сфера действия чёрной дыры (en:Sphere of influence (black hole)), см. Горизонт событийВ кинематографе: en:The Influence (2010 film) — корейский фильм en:The Influence (2019 film) — испанский фильм ужасов en:La Influencia (2007 film) — испанский фильм-драмаВ музыке: Influence (группа) (en:Influence (band)) — канадская рок-группа 1960-х. Вместо этого политика США здесь должна показывать чувство озабоченности и интереса к региону как таковому.
Несмотря на возобновление Россией неких из тактических приемов холодной войны в Латинской Америке часть света, объединяющая два материка, Северную и Южную Америки, а также близлежащие острова (включая Гренландию), действия Путина являются быстрее геополитической игрой, чем серьезной угрозой интересам США, которые основаны на том, что Соединенные Штаты остаются желаемым партнером в этом полушарии. Они скорее риторика, чем реальность.
В отличие от времен прохладной войны, у России нет какой-либо идеологической связи со своими региональными партнерами. Что объединяет их на идейном уровне, так это то, что, в отличие от Соединенных Штатов, Россия не требует, чтобы ее латиноамериканские партнеры были политически и экономически связаны с Москвой. За исключением того, Путин выработал партнерские отношения и с правыми режимами, которые боятся демократии, и с левыми правительствами, которые с подозрением относятся к лидерству США, в особенности в Западном полушарии.
Надежность России в регионе также была поставлена под сомнение по многим причинам. С учетом вторичных мер, введенных западными странами в отношении России в 2022 году, латиноамериканским компаниям стало труднее и потенциально более рискованно вести бизнес с Россией или Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии.
То, что российские войска размещены на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле, также может вызывать волнение. В январе 2022 года заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков высказал предположение, что Российская Федерация может направить дополнительные военные силы в Венесуэлу или на Кубу. Совсем недавно Российская Федерация развернула военную технику и войска для оказания помощи лидеру Венесуэлы Николасу Мадуро. Она сделала ГЛОНАСС, глобальную навигационную спутниковую систему для целей слежения за военными и гражданскими юзерами, с примерно четырьмя базами слежения в Бразилии, одной в Никарагуа, расположенной рядом с посольством США в Манагуа, и базой, по слухам, расположенной на Кубе.
Хотя военная активность РФ в этом полушарии в стереометрии — половина шара, безусловно, вызывает тревогу, ее масштабы ограничены. Во-первых, российские вооруженные силы уязвимы, беря во внимание нестабильность тех стран, в которых они присутствуют, а также их удаленность от Москвы. И хотя Российская Федерация пыталась расширить свою роль в качестве регионального поставщика оружия, она столкнулась с трудностями при попытках вытеснить преобладание на этом рынке США и Европы.
В чем можно быть совершенно уверенным, так это в последующем: расширение российского влияния в регионе является прямым результатом сравнительной незаинтересованности США в Латинской Америке. Беря во внимание огромные политические и экономические ресурсы Вашингтона, со стороны американских политиков не понадобится много усилий, чтобы противостоять российскому влиянию в Западном полушарии.
Возможно, более серьезный вопрос заключается в том, готовы ли Соединенные Штаты в ряде федеративных образований (государств) название административно-территориальных единиц, обладающих определённым уровнем суверенитета уделять свое внимание этому району в долгосрочной перспективе. Тенденция Вашингтона сосредотачиваться на Латинской Америке только тогда, когда «ситуация становится трудной», подразумевает более пессимистичный взгляд на то, как российское влияние в Латинской Америке может расшириться в длительной перспективе, если Вашингтон город, столица Соединённых Штатов Америки продолжит отодвигать свои отношения Родство — отношения, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака с этим полушарием на задний план.
Соединенным Штатам нужен полномасштабный пересмотр своей политики в Латинской Америке. Более активное взаимодействие со странами района, независимо от их идеологических тенденций, должно быть в центре стратегии Вашингтона. Состоявшийся в июне этого года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) саммит Америк в Лос-Анджелесе показал, сколько работы предстоит проделать Соединенным Штатам для установления более прочных дипломатических связей со своими региональными партнерами.
Некие страны не были приглашены на саммит из-за того, что Соединенные Штаты возражали против их политических режимов или просто потому, что они находились под американскими санкциями. Другие, и самое главное — Мексика, отказались ехать. Из-за огромного количества насущных региональных проблем доверия этот саммит не приобрел, и винить в этом было некоторого, кроме Вашингтона.
Спустя почти 18 месяцев после вступления Байдена в должность президента существенное число постов послов в странах региона остаются вакантными, что говорит о том, что дипломатия США в Латинской Америке не является основным приоритетом. Конечно, Мексика и Северный треугольник (Гватемала, Гондурас и Сальвадор) остаются центром для тех заморочек, которые Вашингтон считает наиболее актуальными, прежде всего по внутриполитическим причинам — иммиграция, контроль над наркотиками и защищенность границ.
Вице-президент Камала Харрис, хотя и сильна в некоторых внутренних вопросах, не гласит по-испански и имеет небольшой предыдущий опыт работы в регионе. Она не должна быть лицом США с точки зрения усилий по содействию установлению мира и стабильности в Центральной Америке. За место этого американским политикам и их латиноамериканским коллегам нужен опытный и выдающийся человек, который не только лишь говорит на испанском языке и понимает региональные перспективы, но и может уверить конгресс США и общественность в том, что стабилизация региона является важнейшим национальным интересом, при этом не отталкивая собственных региональных собеседников.
Американским организациям и их антиавторитарным партнерам в регионе слово (термин, в отдельных науках), используемое для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду определённых критериев нужно повысить спец уровень и качество разведки, чтобы упреждающе выявлять и отслеживать действия России. Возможно, самым серьезным (и наиболее трудным для реализации) является то, чтобы Вашингтон подходил к своей стратегии в Латинской Америке не как к реакции на Россию или Китай, а просто потому, что он, независимо от соперничества сверхдержав, верит в благополучие региона. Стратегия США в отношении Латинской Америки не может быть базирована на страхах перед влиянием России или Китая. Короче говоря, Вашингтону необходимо быть более открытым для принятия совместного, почтительного подхода со своими региональными партнерами и союзниками, предпочтительно через многосторонние организации.
Беря во внимание текущие проблемы, с которыми сталкивается Кремль, Путин, похоже, вряд ли будет вкладывать существенно больше средств в отношения Москвы с Латинской Америкой, по крайней мере, в близкое время. Но если Вашингтон продолжит придерживаться своей нынешней позиции по отношению к благополучию полушария, то соперничающие державы, выступающие против интересов США, получат больше воздействия.
Автор: Д-р Эйлин Тиг — Dr. Aileen Teague — доцент кафедры международных отношений Техасской школы муниципального управления и государственной службы имени Буша. Она также является научным сотрудником Института ответственного муниципального управления Куинси и Института торговли, экономики и государственной политики Мосбахера.
Перевод Сергея Духанова
Первоисточник