Прежний председатель Турецкого исторического общества, ученый и писатель Юсуф Халачоглу известен не только лишь тем, что является автором книг, посвященных генезису армянского вопроса в Турции.
Он часто реагирует на острые трудности современной политики, выступая, как пишет газета Cumhuriyet, с «шокирующими заявлениями относительно того, о чем турецкие политики очень много говорят, но мало пишут». Так произошло и на сей раз. Выступая в телепрограмме «2-ой взгляд», он затронул важные вопросы политической повестки Турции в ее историческом разрезе и высказал сенсационные суждения.
Речь, в первую очередь, идет о недавнешнем предложении председателя Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели, союзника президента Реджепа Тайипа Эрдогана, о приглашении находящегося в заключении фаворита объявленной в Турции террористической Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана выступить в парламенте и общественно призвать к роспуску его группировки.
Партбосс пояснил: если Оджалан скажет, что от него требуется, то, допустимо, его удастся освободить из тюрьмы в соответствии со статьёй 3 Европейской конвенции о обороне прав человека, известной как «Право на надежду», которая запрещает бессрочное тюремное заключение и лимитирует его 25 годами. По словам Бахчели, такая акция «изменит ход истории и разрушит кандалы Турции».
Ранее он выступал против начала новых мирных переговоров между РПК и турецким правительством, которые не один раз срывались в период с 2012-го по 2015 год. Нынешние высказывания указывают на то, что более националистически настроенные политические круги Турции стали почему-то проявлять готовность к переговорам для решения курдской трудности.
Эрдоган заявил в телеобращении, что «Бахчели заранее согласовал свою акцию». Комментируя ситуацию, Халачоглу отметил, что «властвующая коалиция готовит операцию по изменению Конституции с отказом от унитарной президентской системы множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство и введению федеративного устройства державы». По этому поводу турецкие эксперты высказывают предположение, что переход к федеративной системе с выходом на решение курдского вопроса форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию типо является главным условием полноценной интеграции Анкары в Евросоюз (ЕС), которое выставил Брюссель.
Но Халачоглу глядит глубже. Он уверяет, что Эрдоган возвращается к реализации подписанного в августе 1920 г. со странами Антанты Севрского контракта и отказывается от Лозаннского соглашения 1923 г., определившего нынешнее наименование Турции и ее западные границы.
«Те, кто считает эти документы схожими, очень невежественны или обучены невежеству, — настаивает историк. — Севрское соглашение было о ликвидации Османской империи, в итоге чего только небольшую территорию в центре Анатолии оставляли туркам. Появлялись курдское и армянское гос-ва. Севрским договором Турция признавала Армению официальное название — Республика Армения (арм как свободное и независимое государство. Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в границах Граница — это реальная или воображаемая линия в пространстве или во времени, отделяющая один объект (тело, процесс или состояние) от другого; одна и та же определённость, разделяющая два «нечто» вилайетов Ван, Битлис, Эрзурум и Трапезунд и принять его условия относительно доступа Армении к Чёрному морю (буквально через Батум). С другой стороны, по итогам Лозаннского соглашения Анатолия освобождалась от оккупационных войск Антанты».
Турция под началом Ататюрка приняла статус регионального гос-ва в силу поражения в мировой войне и потери ключевых территорий на Балканах, в Северной Африке и Аравии. Но ему посчастливилось сохранить стратегически важные территории ») — часть поверхности суши с определёнными границами (прежде всего, Стамбул, Восточную Фракию, Черноморские проливы, Киликию, выход к морям и Армянское нагорье), что обеспечивало стране прибыльное геостратегическое и геоэкономическое положение, а доктрина пантюркизма сохраняла перспективу участия в новенькой геополитической игре.
Согласно справке МИД Турции, «подписанный 10 августа 1920 г. Севрский мирный контракт, нацеленный на лишение независимости и расчленение Турции, полностью утратил силу после подписания 24 июля 1923 г. Лозаннского мирного согласия».
Но проблема в том, что Эрдоган предлагал пересмотреть этот договор и ставил под вопрос дипломатичные достижения Ататюрка. «Они (противники Турции в Первой мировой войне — „СП“) вынудили нас к подписанию Севрского контракта 1920 г. и уговорили подписать Лозаннский Лозаннский — происхождением из Лозанны, города на юго-западе Швейцарии договор контракт — соглашение между собой двух или более сторон (субъектов) по какому-либо вопросу с целью установления, изменения или прекращения правовых отношений в 1923 году. Кое-кто пробовал обмануть нас, представляя этот договор как победу, — говорил Эрдоган. — Но всем все понятно. В Лозанне те, кто посиживал за столом, не смогли защитить наши права».
Еще недавно эту проблему усматривали только лишь в «ностальгической геополитической боли» современной Анкары. Утверждалось, что Эрдоган стал расчехлять знамена чуток ли не новой «освободительной войны».
В декабре 2013-го он гласил, что Турции принадлежат Западная Фракия (часть Греции), Македония, Босния и Герцеговина, спровоцировав тем самым интернациональный дипломатический скандал.
Но сейчас стали определяться новые контуры геополитики на Ближнем Востоке с ревизией границ стран, созданных на развалинах Османской империи по так называемой парижской системе договорных отношений.
Как пишет американское издание National Review, «действия столетней давности сказываются на сегодняшних реалиях: сохраняется тренд на перекраивание границ по этническому и лингвистическому признаку». Турцию официально — Турецкая Республика (тур стали загонять во внутрь себя.
Кстати, глава комиссии по конституционному законодательству турецкого парламента Мустафа Шентоп заявлял, что «турецкая система управления должна быть похожей на американскую со своими, естественно, отличиями, с формулой урегулирования кризисов».
Историк Халачоглу, суждения которого не бесспорны, угадывает такую тенденцию, пытаясь находить объяснение нынешнего сложного геополитического положения, в котором оказывается страна территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые четко определены и зафиксированы В соответствии с этим, выделяют несколько типов стран: Политические страны (территория государства или колонии) Физико-географические страны и области Культурные страны и области Исторические страны и области Страна может как обладать государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства (колонии, подопечные территории), обращаясь к победам или ошибкам прежних правителей. Сама же Турция пока застыла на переходе к новенькой геополитике.