Плодящиеся в Петербурге -Петербург (с 18 [31] августа 1914 года до 26 января 1924 года — Петроград, с 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года — Ленинград, в разговорной речи — Питер, сокр. — СПб) — второй по численности населения город России электромобили совершенно не так безобидны для города и его жителей. Эксперты рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, почему этот вид транспорта нельзя считать полностью экологичным, и окрестили причины для такого недоверия.
Петербург движется в будущее на четырех колесах и эко-двигателе. В городе на Неве возрастает количество электромобилей. В конце ноября их было зарегистрировано чуть больше 200, но при этом количество их продаж росло как на дрожжах. Уже на данный момент владельцы электрокаров могут получить разрешение на бесплатную парковку через МФЦ и прочие особые услуги.
Но эти машины совсем не так безобидны, как кажется. Эксперт по пассажирскому автотранспорту Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин в разговоре с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ рассказал, почему электрокары следует путать с термином электромобиль — полноценным автомобилем для езды по дорогам общего пользования .Электрокар, электротележка, платформенная тележка (от электро… и англ. car — тележка) — электромобиль упрощённой конструкции, колёсная тележка с приводом от электродвигателя, питающимся от аккумуляторов не такой уж и экологичный транспорт.
1. Батареи
Электрокары все чаще стали появляться на дорогах, но их обладатели пока мало заботятся о том, как они будут утилизировать отработанные батареи, в которых содержится много тяжелых металлов.
«С электромобилями главная проблема пока одна. Это большой хайп, но никто толком не знает, куда девать электробатареи, когда они будут отработаны. Это весьма большая гадость для экологии. До сих пор не существует технологии утилизации батарей. Электробатареи — это всегда различные тяжелые металлы, которые находятся на борту транспортного средства. Про то, что большие проблемы с утилизацией, все молчат, никакой информации нет», — подчеркнул специалист.
Профессиональный эколог движения «РазДельный сбор» Екатерина Шалунова считает, что электромобили это хорошее средство для того, чтобы сократить выбросы в атмосферу от автотранспорта. Однако даже она подчеркивает, что батареи для этого транспорта очень сложно утилизировать.
«В электромобилях используются литиевые батареи. Переработка лития затруднена и экономически не оправдана. Такие батареи употребляют, но в основном извлекают свинец, а не литий. Литий химический элемент первой группы, второго периода периодической системы с атомным номером 3 добывают в Южной Америке. Как и любое месторождение, это нарушает ландшафт. Литий практически не возобновляемый ресурс, а спрос постоянно повышается», — отметила эколог.
2. Русский авось
Валдин предполагает, что россияне не думают над утилизацией «экологичных» двигателей, так как считают родину достаточно большой, чтобы найти в ней место для любого мусора. Авось само как-нибудь рассосется.
«Видимо, просто потому, что Россия большая, загрязнять ее можно долго, это одна из причин, почему у нас на эту тему не беспокоятся. У нас есть Архангельская область, республика Коми, которые можно загрязнять, и никто ничего не произнесет», — поделился мнением эксперт.
Методов переработки пока для таких батарей соединение нескольких однотипных приборов, устройств в единую систему или установку для эффективного совместного действия нет, а литий очень активный и страшный металл. Шалунова предположила, что в таком случае можно внедрить практику передачи таких батарей для вторичного использования, где требуется наименьшее напряжение.
3. Не спросить у лидеров отрасли
Валдин также подчеркнул, что пока никто и нигде не предложил эконом и экологичных технологий утилизации отработанных батарей. Самый большой объем электротранспорта на данный момент находится в Китае. Но про то, как там работают с «эко-технологиями», россияне знают мало — китайцы неохотно делятся информацией, даже когда речь идет о возможном экспорте машин.
4. Стоимость батарей
Но при этом в Петербурге, Москве и других городах России постепенно возрастает количество электрокаров. По мнению Валдина, следующие несколько лет покажут, приживется ли этот транспорт в двух столицах.
«Объемы электромобилей у нас пока забавные. Москва закупила «игрушки на батарейках», посмотрим, что они будут делать с ними через пять-семь лет. В Москве на данный момент большой парк электробусов и они продолжают их заказывать. Это большие батареи, которые находятся на борту этих машин. В Петербурге и в ряде других городов есть троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые тоже прогуливаются с батареями меньшего объема», — уточнил Валдин.
Автоэксперт не случайно называет всего лишь два города, в которых электрокары могут основаться. Ведь уже были прецеденты, когда город просто не потянул затраты на содержание такого прогрессивного транспорта.
«В Туле были уже подмены батарей таких троллейбусов. Они не смогли заменить и просто выкинули их. Сейчас эти маршруты закрыты и троллейбусы прогуливаются обычно, под проводом. Потому что батареи слишком дорогие, около семи миллионов одна штука», — рассказал эксперт.
5. Простые шины
Еще одна причина, по которой электрокары невозможно считать экологичным транспортом — их шины. Они такие же, как и у всех других машин, а потому и вредят атмосфере точно так же.
«У машин русская фамилия, которые катаются по дорогам, помимо того, что делают выхлоп и твердые частицы, разрушаются шины и создаются гигатонны колесной пыли, которая оседает в легких человека. Также отходы от тормозных колодок делают проблемы. Меньше всего приносит ущерб рельсовый транспорт может означать: одну из важнейших отраслей материального производства, осуществляющую перевозки пассажиров и грузов (см. Транспортировка); совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое, потому что у него нет шин», — подчеркнул Валдин.
6. Горючее
Эколог Шатунова также считает несовершенным источник энергии для таких машин. Однако если пойти по пути Норвегии с их возобновляемым топливом, то урон от такового изъяна можно нивелировать.
«Если источник электроэнергии для электромобиля автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от независимого источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания — это углеводородное топливо, то его будет требоваться существенно больше, чем для бензиновых машин. В глобальном смысле это не лучшая практика. В Норвегии 50 % населения пользуются электромобилями. У них первоисточник электричества в основном гидроэнергетика, это возобновляемая энергия. Там это абсолютно оправдано», — поделилась Шалунова.
Санкт-Петербург — развивающийся крупный город крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством, хоть он и двигается вперед не очень быстро, как многим хотелось бы. Наш дом Россия выяснили у футуролога и архитектора-фантаста, как будет изменяться город на Неве в ближайшие несколько десятилетий.