Не пропусти
Главная / Новости Самары / Любопытный лейтенант в городе на Волге

Любопытный лейтенант в городе на Волге

«Волжская коммуна» продолжает спецпроект, приуроченный к 60-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. На своих страницах мы рассказываем о событиях и людях, связанных с ролью Самарской области в освоении галлактического пространства.

12-14 апреля 1961 года.

Автограф на газете

После возвращения на Землю Юрий Гагарин провел три дня в Куйбышевской области. Абсолютно каждый, кто встречался с ним тогда, потом всю жизнь вспоминал об этом, бережно храня фотографии и автографы первого астронавта.

Любопытный лейтенант в городе на Волге0

Фото: РКЦ «ПРОГРЕСС»

Ветеран «Прогресса», в те годы Государственного авиационного завода промышленное предприятие, основанное на применении машин, характеризующееся крупномасштабным производством №1, Юрий мужское русское личное имя; является фонетическим вариантом имени Георгий, возникшим из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г’]. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий Шипков трудился в то время в представительстве военной приемки.

— Военпреды — особая категория специалистов, отвечающих за подготовку к пуску, — ведает он. — В конце 1960 года нас предупредили о специальном заказе. Сказали запускать очередную серию изделий под усиленным контролем. Никто тогда не додумывался, для чего это было нужно.

Загадочный спецзаказ, как это стало понятно позже, касался производства двух ступеней для ракеты «Восток», на которой должен был отправиться на орбиту Юрий Гагарин.

— В один прекрасный момент в цех пришла группа молодых людей в летной форме, — продолжает Шипков. — Из них выделялся один старший лейтенант, он больше других интересовался устройством и надежностью наших изделий.

И при этом постоянно улыбался. Прошло время, и 12 апреля по радио объявили о полете. Нам сообщили, что первый космонавт прилетит на наш промышленной аэродром. Конечно, все вышли его встречать. Народ выстроился вдоль аллеи на территории предприятия. Появился эскорт автомашин. Гагарин сидел в «Волге» и через открытое окно всем махал рукой. Мне его лицо показалось знакомым. Позже увидел портрет космонавта в газете печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц и понял, что это тот самый любопытный старший лейтенант.

Первые снимки Гагарина на куйбышевской земле сделал Виктор Ляшенко, фотокорреспондент газеты «За Родину» Приволжского военного района. Не имея специального разрешения, он вместе с пишущим коллегой каким-то образом оказался на заводском аэродроме и успел снять астронавта, спускавшегося по лестнице из военного самолета. Фотопленки у Ляшенко потом изъяли и вернули только в 1990-е годы внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима).

Гагарина привезли на дачу обкома партии, где он прошел мед обследование.

13 апреля там же прошли заседания госкомиссии, состоялись встречи с военными, представителями промышленных предприятий самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги и партийными руководителями. Все фотографировались с Гагариным, а он раздавал автографы. Расписывался как на незапятнанных листах бумаги, так и на газетах. Самой популярной из них была «Волжская коммуна» с портретом космонавта и сообщением ТАСС о первом полете человека вокруг Земли.

Экземпляр газеты с автографом Гагарина длительно хранили в семье директора «Прогресса» Виктора Литвинова. Его дочь Людмила передала уникальное издание заводу. В декабре 2011 года самарский астронавт Олег Кононенко взял этот номер с собой в полет на МКС. И теперь «Волжская коммуна» — настоящая галлактическая газета, она была на орбите 193 дня.

Как вспоминают очевидцы, 14 апреля, перед вылетом в Москву, Юрий Гагарин Алексеевич Гагарин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область), СССР — 27 марта 1968, возле села Новосёлово, Киржачский район, Владимирская область, СССР) — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов с сотрудниками пришел в один из цехов «Прогресса» и с антресолей приветствовал сотрудников. Впоследствии он не раз бывал в «городе на Волге» — так из суждений секретности называли место, где он находился три дня после полета в космос.

28 апреля 2016 года.

Первый старт с Восточного

1-ым на новом российском космодроме Восточный возвели стартовый комплекс для ракеты «Союз-2.1а» с блоком выведения «Волга», которые разработали и сделали на РКЦ «Прогресс». Она вывела на орбиту самарские космические аппараты «Аист-2Д» и SamSat-218, а также спутник Столичного государственного университета «Ломоносов».

Любопытный лейтенант в городе на Волге1

Фото: Александр Некорыстный

В апреле 2015 года с территории РКЦ «Прогресс проградация (лат. pro — движение вперёд, успех; gradĭ — шагать, ступать; gradatio — постепенное повышение) — направление развития от низшего к высшему, положительная динамика, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей» пошел в Амурскую область грузовой поезд с оборудованием для нового космодрома. Через четыре месяца отсюда другой жд состав повез на Дальний Восток блоки ракеты летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, возникающей только вследствие отброса части собственной массы (рабочего тела) аппарата и без использования вещества из окружающей среды «Союз-2.1а». Преодолев в пути семь тысяч км, груз оказался в месте назначения через 38 дней.

— Теперь это полностью цифровая машина, в которой употребляются только российские элементы, — рассказал о ракете начальник основного производства «Прогресса» Вадим Небога. — В ней использованы новейшие разработки в области систем управления.

Позднее на Восточный прибыл для проведения испытаний и пуска заместитель генерального конструктора РКЦ Валерий Капитонов. В экспресс-интервью «Волжской коммуне» он отметил, что в монтажно-испытательном корпусе общей площадью 45 тыс. квадратных метров основное место отведено для самарского «Союза»:

— На космодроме есть также мобильная башня, которая может наезжать на ракету и делать функции вертикального ангара. Это важно с учетом того, что высота наших изделий колеблется в пределах пятидесяти метров. Башня весит более полутора тыс тонн и имеет семь ярусов, на которых можно работать при любой погоде. Основное оборудование для наземной инфраструктуры — стартовую систему, кабину обслуживания, кабель-мачты, транспортно-установочный агрегат, защитные устройства — произвели на сызранском «Тяжмаше».

Спецпродукцию предприятий нашего региона доставляли на дальневосточную площадку и монтировали там в установленные сроки. А вот строители запаздывали. На помощь пришли самарские студенты. Над строительством объектов космодрома трудились несколько смен стройотрядов СГАУ (ныне Самарский университет). Отряд «Форсаж», состоявший в основном из выпускников института ракетно-космической техники, принял соучастие в установке и наладке оборудования.

Первый старт с Восточного был запланирован на 27 апреля четвёртый месяц года в юлианском и григорианском календарях, второй месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта 2016 года, но по тех причинам его перенесли на сутки. Ранним утром следующего дня пуск прошел успешно.

30 апреля 1910 года.

Знаменитый директор

В этот день 1910 года родился Виктор Литвинов — выдающийся организатор авиационно-космической индустрии, дважды Герой Социалистического Труда, директор Государственного авиационного завода №1 в 1944-1962 годах (на данный момент РКЦ «Прогресс»). Под его руководством осуществлялось серийное производство различных самолетов, а также межконтинентальных баллистических ракет Р-7 и ракет-носителей «Восток».

Любопытный лейтенант в городе на Волге2

Фото: РКЦ «ПРОГРЕСС»

Уроженец Таганрога Виктор Литвинов в 1930 году устроился работать на одно из наистарейших авиационных предприятий страны — Московский завод №1 имени Авиахима. В 28 лет он стал главным технологом предприятия. Буквально через два года, незадолго до начала Великой Отечественной, был назначен на должность главного инженера.

В Куйбышеве он оказался в начале войны. На его плечи легла эвакуация столичного завода в наш город. Тут с нуля было налажено производство самолетов, необходимых для фронта. В 1944-м Литвинов возглавил завод и получил звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Когда была поставлена новенькая задача, главный организатор выпуска штурмовиков Ил-2 смог перевести завод на изготовление космической техники вообще всего за год.

Потом он руководил Куйбышевским совнархозом. В 1965 году стал заместителем министра общего машиностроения СССР.

— Не аппаратный он был человек, — вспоминал академик Борис Черток про Литвинова русская фамилия, образованная через притяжательное прилагательное (отвечает на вопрос чей?) от прозвища Литвин. — Ему необходимы были цеха, грохот, стоявший там, сварка, сборка… Тут он был в своей стихии, в своей тарелке. Это была его реальная жизнь и любовь. Когда он рассказывал мне о производственных проблемах, то чувствовалось, что он душу и сердце оставил на заводе.

Имя знаменитого директора носят одна из улиц и Дом культуры в Самаре.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан