К 2025 году ученые намереваются создать машину вместимостью от 3 до 6 человек или грузоподъемностью до 500 кг.
— Институт теплофизики сейчас работает над созданием летательных аппаратов на альтернативных принципах — так именуемых циклолетов. Они будут применяться для мониторинга сельскохозяйственных ресурсов, для обработки посевов, орошения и так далее. Все работы планируется делать в рамках Сибирского отделения как интегрирующей структуры, — сообщил на итоговой пресс-конференции главный ученый секретарь СО РАН, академик Дмитрий Маркович.
Он отметил, что летательные аппараты Снаряжение, оборудование — завершённая совокупность частей или элементов для выполнения какой-либо функции на схожих альтернативных принципах
были предложены примерно 100 лет назад, но не пошли в серийное производство, в отличие от вертолетов. Институт теплофизики СО РАН занимается спецпроектом по созданию циклолетов по заказу Фонда перспективных исследований в течение двух лет.
— Наши аппараты (циклолеты) снаружи напоминают речные пароходики с колесами, но с адаптивно изменяемым углом атаки лопастей. Летные характеристики приблизительно на уровне вертолетной техники, но система управления является довольно сложной и не могла быть реализована в прошедшем веке. Поэтому интерес к циклолетам возобновился только сейчас, когда появилась возможность простого адаптивного управления углом спецатаки на базе новых технических достижений и с использованием компьютерной техники, — пояснил Маркович.
По сравнению с вертолетами, у циклолетов завышенная маневренность, улучшенные характеристики с точки зрения звуковых воздействий. Они могут обеспечивать взлет и посадку на наклонной поверхности, это весьма важно, например для корабельной техники название профессии по Общероссийскому классификатору профессий, должностей и тарифных разрядов (ОКПДТР), связанной с использованием всевозможной техники, для работы в труднодоступных местах.
— Циклолеты могут «причаливать» даже к вертикальным стенкам зданий. Это очень перспективное направление, интересное как для оборонных задач, так и для гражданских. Это в будущем и городской транспорт, и аэротакси, и скорая помощь, и работа может означать: Работа — это выполнение действий во времени и пространстве с применением силы в МЧС, и так дальше, — перечисляет академик.
Он уточнил, что сегодня в институте термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений теплофизики создан летающий образец компактного циклодрона весом 60 кг. Он уже прошел тесты и показывает хорошие результаты по маневренности и продолжительности полета. Следующий этап — это тестирование подобных машин на определенных приложениях: мониторинг природных ресурсов, сельское хозяйство. Параллельно будет продолжаться работа по созданию большой автомашины весом 2 т, вместимостью от 3 до 6 человек или эквивалентного груза 500 кг.
— Эту работу институт планирует завершить к 2025 году. Потом будет запущена программа по производству, привлечение инвесторов — все должно заканчиваться конкретными результатами. Конечно, эти аппараты не вытеснят вертолеты или самолеты, но займут личную нишу, — уверен Дмитрий Маркович.
В этом году Фонд перспективных исследований представил циклолет на международном форуме «Армия-2020». В его разработке принимают соучастие инженеры компании ООО НПП «Авакс-Геосервис» (Красноярск). Институты СО РАН активно работают по проектам, связанным с беспилотниками, с крупными личными компаниями. В частности, с «АФК-система».