Главная / Происшествия / «Горячий вопрос» школьного питания: гладко было только на бумаге…

«Горячий вопрос» школьного питания: гладко было только на бумаге…

"Горячий вопрос" школьного питания: гладко было только на бумаге...

В этом году с 1 сентября взял старт проект бесплатного горячего питания для всех учеников младших классов. На принятии этого указа настоял, как известно, президент России. Региональные чиновники взяли под козырёк и приступили к выполнению. Но первые недели выполнения закона вызвали поток критики и возмущения.

Ирина Мишина

Согласно ФЗ-47 от 1 марта 2020 года, учащиеся 1-4 классов обязаны получать горячее питание не реже одного раза в день, а в меню — минимум одно горячее яство и горячий напиток. Московские родители сразу удивленно развели руками: «А что, собственно, изменилось?». Дело в том, что и до этого так именуемый «первый завтрак» в начальных классах московских школ традиционно был бесплатным. Горячие обеды в «началке», вобщем, тоже были бесплатными – но только для «льготников». Иначе говоря, в сфере бесплатного питания для столичных школьников в связи с указом президента ровным счетом ничего не изменилось. И, к слову, по поводу слова «теплый». Завтрак – это, как правило, каша, омлет, запеканка, сосиска… Они по определению подаются горячими.

В общем, после первого сентября начали столичные родители ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать) громко возмущаться – и на форумах, и в соцсетях, и в школах. Чаще всего удивлялись тому обстоятельству, что бесплатный обед, как и ранее, положен только семьям «льготников». Мы попросили уточнить Департамент образования Москвы, что же имел в виду Президент в собственном послании Федеральному собранию, когда речь шла о бесплатном горячем питании для учеников 1-4 классов?

Как пояснили в этом ведомстве, никаких бесплатных обедов президент младшеньким школьникам на самом деле не обещал. Речь шла о «бесплатном горячем питании, которое с 1 сентября будет выделяться всем ученикам первоначальной школы не менее одного раза в день». «Все учащиеся 1-4 классов – бесплатные горячие завтраки. Также все дети из многодетных и социально незащищенных семей обеспечены бесплатным двухразовым теплым питанием до окончания школы. Это может быть как обед, так и завтрак, в зависимости от смены, в которую учится ребенок», — пояснили в столичном департаменте образования.

Иначе говоря, никакие дополнительные бесплатные «плюшки» столичным школьникам не светят. Такая же ситуация в Екатеринбурге и других городах. Многие региональные чиновники подтверждают, что жаркими завтраками кормили детей и прежде. Просто раньше делали это за счёт регионального бюджета, а сейчас — за счёт федерального. И да, дополнительные «горячие обеды» действительно будут только у «льготников».

Для кого же принят новый указ?

Оказывается, во многих регионах России до 1 сентября 2020 года бесплатные горячие завтраки отсутствовали. Региональные власти кое-где их просто не финансировали, а где-то оплачивали «по остаточному принципу».

«Если в отдельных регионах детей и до этого кормили бесплатно, за счет региональных и городских бюджетов, то сейчас это питание будет за совместные деньги федерального и местных бюджетов. Будет ли это обед или завтрак – зависит от того, в какую смену обучается ребенок. Льготные категории детей, как и раньше, бесплатно питаются за счет средств учредителей школ, и в каждом районе круг этих льготных категорий свой. Приход в школьное питание федеральных денег, и в большом объеме, позволил не только лишь увеличить стоимость питания для младших школьников Школьник — учащийся в школе, но и за счет федеральных разработок рекомендовать более равновесное меню. Нормы в каждом регионе должны адаптироваться под конкретные региональные особенности: в отдельных регионах дети в основном значении, человек в период детства едят больше рыбы, а кое-где принято есть не говядину, а баранину», — пояснила «НИ» руководитель медийного блока АНО «Институт отраслевого питания» Анна Журба.

Но и тут не обошлось без казусов. К началу учебного года выяснилось, что более 20-и районов России не получили бюджетное финансирование, и там вынуждены были обеспечивать исполнение «закона о горячем озеро на острове Кунашир в северо-восточной части кальдеры вулкана Головнина питании для младших школьников» за собственный счет. В этой связи даже создали специальную рабочую группу, которая разбиралась с этим вопросом, а 11 августа «горячее питание первоначальной школы» обсуждали аж на совещании в правительстве, в котором принял участие сам президент.

 

Некоторые поставшики питания поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности, в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития; составная часть обмена веществ доставляют «теплые школьные завтраки» в таком виде.

У рабочей группы был весомый аргумент: «В регионе должны быть готовы к учебному году все школы. Невыполнение этого условия привело бы к серьезной дискриминации детей, лишило финансирования большие регионы, где могла быть не готова 1-2 школы». В конце концов было принято решение, что федеральное финансирование получают все школы учебное заведение для получения общего образования, которые готовы давать горячее питание. «Те школы, которые не готовы к 1 сентября, обязаны быть приведены в соответствие с требованиями силами региональных властей. В настоящее время все без исключения субъекты РФ получают федеральное финансирование на горячее бесплатное питание», — рассказали нам в АНО «Институт отраслевого питания»,

 

Вообще, сама формулировка «обеспечение горячим питанием школьников» постоянно вызывала у меня недоумение. Как известно, многие школы по разным причинам перешли на аутсорсинг (услуги поставщиков питания) за место приготовления свежей еды для детей в собственных столовых разновидность предприятия общественного питания, «общедоступное или обслуживающее определённый контингент предприятие питания, производящее и реализующее кулинарную продукцию» для получения полноценного питания (обеда) из трёх блюд. То есть в случае получения школьной еды от поставщика речь идет, по сущности, не о «горячем питании», а о его разогреве? С этим вопросом мы обратились а АНО «Институт отраслевого питания». «И питание на аутсорсе, и изготовление еды в школьной столовой равнозначны по своей полезности для школьников. Решение, какой вариант выбрать, остается за учредителями школы: какой будет более действенным. Ведь далеко не в каждой столовой можно готовить еду, как и далеко не везде выгодно привлекать аутсорс», — сообщила представитель Института термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений отраслевого питания Анна Журба.

Однако, претензии к качеству питания у родителей по итогам первых 2-ух недель учебного года все равно возникают. Это признают и в ОНФ, и в отраслевых институтах, контролирующих ситуацию: «1-ая неделя работы «открытой линии», организованной ОНФ, показала, что проблем и нареканий остается немало. Более частые жалобы со стороны родителей – это меню завтраков и обедов и приставки «об-» (как «объем», «обход») —в древности обозначало не саму дневную трапезу, а время до и после еды, качество питания, отсутствие точного понимания, кого кормят завтраками, а кого все-таки обедами. Есть вопросы и среди тех, кто получает питание за собственные средства – в ряде районов стоимость таких обедов выросла, что и вызвало вопросы со стороны родителей», — пояснили нам в Институте отраслевого питания.

Появляется еще один вопрос. В условиях карантина в связи с эпидемией коронавируса допуск родителей в образовательные спец учреждения закрыт. Как в таких условиях можно контролировать новые условия питания, его количество и качество? По опыту могу сказать, что все «рабочие группы» родительских комитетов по контрою за питанием после 1 сентября 2020 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) закончили свое существование. Означает ли это, что питание по новым правилам будет происходить в школах бесконтрольно? «Что касается входа в школу, то по согласованию с управлением каждой школы в отдельности родительские комитеты могут присутствовать в столовых, измерять температуру питания, фактически холодное никто есть не будет. Можно взвешивать порции, смотреть на реакцию детей. Меню школьного питания должно быть расположено на сайте школы», — заверила нас представитель АНО «Институт отраслевого питания Анна Журба.

 

Школьный завтрак. Очередь в 63-ю школу г. Тюмени. Фото ВКонтакте.

Мысль отличная. Остается совсем немного: чтобы ее услышали все представители школьных администраций. Пока же значительное большинство родителей школьников жалуются не только на невозможность такого контроля, но и на отсутствие меню перечень блюд и напитков, подаваемых в кафе, ресторане или баре на сайте школы. А это, согласитесь, важно: в конце концов есть дети-аллергики, которым противопоказаны определенные продукты. Есть просто дети, которые не едят ту или иную еду. В этом случае можно было бы поставить вопрос о замене в меню. Но пока до этого у региональных властей и большинства школьных администраций, судя по всему, руки не доходят. Правда, АНО «Институт отраслевого питания» докладывает о случаях «обратной связи» с родителями в регионах: «Пример Барнаула показал, что обращения родителей с пожеланиями применительно к меню учитываются и учредителями, и комбинатами питания».

Появляется еще один вопрос форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. В связи с тем, что в условиях пандемии, выполняя требования Роспотребнадзора, многие школы «разводят» потоки школьников, в неких учебных заведениях стали учиться в две смены. Как при этом детей 1-4 классов будут обеспечивать «жаркими завтраками»? Ведь большинство из них уже утром поели дома. В АНО «Институт отраслевого питания» нам пояснили, что в этом случае «для 1-ой смены – горячий завтрак первый дневной приём пищи, как правило — в период от рассвета до полудня, для второй смены – горячий обед или полдник».

В связи с требованиями Роспотребнадзора к разведению потоков учащихся и соблюдением социальной дистанции в неких школах возникла еще одна проблема. Она связана не с горячим питанием, а с доступом к нему. Чтобы дети не пересекались, время их пребывания в столовой меняют. И учащиеся школы 5-11 классов, к примеру, которые позавтракали дома в 7-8 утра, могут теперь пообедать в школе только лишь после 6-го урока, то есть примерно в 14.20. То есть дети, по сути, по 6-7 часов обходятся в школе без еды. Многие ребята начали приносить тайком «пайки» из дома, хотя школьная администрация это не приветствует. Доходит до комичных случаев. Вот одно такое описание из соцсетей:

« В школе 16 первоначальных классов в классификации — группа предметов или явлений, обладающих общими признаками (по 4 в каждой параллели). Соблюдая необходимую дистанцию, в столовой могут находиться одновременно только лишь три класса по 30 человек. Сколько перемен надо, чтобы накормить 16 классов? А посчитайте! Но учтите, что в 1 — 3 классах на данный момент только по четыре урока. Так что часть детей кушает по окончании последнего урока. Стала очевидцем такого обязательного теперь завтрака. По задумке администрации, каждый класс должен уложиться в 7(!) минут. Какое там! Все 20 минут перемены ушли на кормежку трех классов. Последний из параллели класс стоял в коридоре перед дверьми столовой, но не солоно хлебавши пошел на урок — их завтрак перенесли на следующую перемену. Результат печальный. Пятиклассники могут попасть в столовую после собственного пятого-шестого урока (а всего у них шесть). Другие же средние параллели могут организованно поесть только лишь после уроков. Ну, а старшеклассники — перед своим седьмым уроком форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Как же питаются 5-11 классы? Ведь они тоже дети, и им тоже охото кушать. А они стали приносить еду из дома. Но где и как ее съесть? Из кабинетов на перемену выставляют: надо проветривать. На ходу в коридоре что можно съесть и испить?. Особенно небрезгливые идут в туалет и достают ланч-боксы, сидя на унитазе. А другие небрезгливые снимают это на телефон. Веселуха. Вот растолковал бы мне кто-нибудь: зачем весь этот цирк?», — возмущается мама школьника, чудом проникшая в школу.

Как сообщается, гладко было на бумаге, но забыли про овраги…

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан