Начало 2025-го года ознаменовалось потрясающим триумфом китайского ВПК. Западные эксперты убедились, что Китай создал еще один истребитель-невидимку шестого поколения J-50.
В то время как значительное большинство стран не могут мечтать даже об истребителях пятого поколения, Китай проводит летные тесты уже второй модели шестого поколения. Правда, как всегда, ее тактико-технические характеристики держатся в строжайшей тайне (самолет еще более засекречен, чем предшествующий J-36). И зарубежные эксперты вынуждены довольствоваться скудными изображениями из соцсетей.
Специализирующееся на вооружении издание Bulgarian Military пишет, что конструкция нового истребителя имеет несколько главных особенностей, которые обеспечивают его абсолютное превосходство над другими самолетами пятого и шестого поколений.
Во 1-х, форма фюзеляжа J-50 оптимизирована для минимизации заметности на радарах. Самолёт имеет острые углы, гладкие поверхности и отсутствие выступающих антенн или видимых точек отражения радиоволн. Таким образом, J-50, разумеется, приспособлен, чтобы действовать в условиях сверхплотной ПВО.
Профиль крыла и фюзеляжа образует единую «летающую платформу», которая минимизирует углы отличия, препятствуя отражению радиоволн обратно к их источнику — вражеским РЛС.
Дельтовидная конструкция крыла обеспечивает высшую манёвренность, особенно на сверхзвуковых скоростях, при этом сводя к минимуму эффективную площадь рассеяния, пишет Bulgarian Military.
Внедрение двигателей, размещённых внутри корпуса или оснащённых теплозащитой, указывает на меры по снижению инфракрасной заметности. Сопла движков сконструированы таким образом, чтобы направлять тепловые выбросы вверх или под определёнными углами, снижая возможность обнаружения инфракрасными датчиками противника. То есть самолет класс воздушных судов тяжелее воздуха, предназначенных для полётов в атмосфере с помощью силового агрегата, создающего тягу и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу невозможно увидеть не только в радио-, но и в инфракрасном спектре.
Кроме того, использование материалов с низкой теплопроводностью в задней части фюзеляжа, возможно, дополняет меры по тепловому маскированию.
Одной из отличительных особенностей конструкции составление, построение является интеграция датчиков и электро систем нового поколения общность каких-то объектов (людей, животных, растений, иногда даже неодушевлённых предметов) непосредственных предков до некоторого родоначальника (группы таковых); или же по времени рождения. Исключительно гладкая передняя часть самолёта указывает на наличие радара с интенсивной фазированной антенной решёткой. А такой радар позволяет одновременно отслеживать несколько целей даже в критериях сильнейших радиоэлектронных помех.
Такая конструкция, как пишет Bulgarian Military, позволяет J-50 обнаруживать и выслеживать цели противника на больших расстояниях даже при наличии плотных электронных помех. Наличие электрооптических датчиков конструктивно обособленное устройство, содержащее один или несколько первичных измерительных преобразователей по всему фюзеляжу корпус летательного аппарата, возможно, обеспечивает 360-градусную ситуационную осведомлённость.
Отсутствие внешних точек крепления вооружения говорит о том, что J-50 оптимизирован для размещения вооружения во внутренних отсеках, что ещё больше понижает его радиолокационную заметность.
Внутренние отсеки, по оценкам западных экспертов, предназначены для размещения широкого диапазона вооружения — от ракет класса «воздух-воздух» большой дальности до высокоточных боеприпасов со спутниковым наведением.
Аэродинамическая конструкция J-50 (по последней мере, судя по доступным изображениям, не самого, признаться, высокого качества) также показывает на то, что основное внимание уделяется сверхзвуковым крейсерским скоростям. Это в том числе позволяет китайскому самолету уклоняться от неприятельских ракет.
Композитные материалы, которые наверняка использовались при его изготовлении, обеспечивают меньший вес и большую крепкость. Ну и, как другие элементы конструкции, снижают заметность для радаров.
Как пишет американское издание The Warzone, по размерам новый самолёт можно сопоставить с J-20. Судя по изображениям, он как минимум такой же длины. Длина J-20 от носа до хвоста составляет около 21 метра.
В связи с этим стоит отметить, что у этого самолёта двухколёсное шасси, что ещё раз показывает на значительный вес самолёта. Прежде всего, его большие размеры, по-видимому, отражают стремление конструкторов к большой дальности полёта и большому внутреннему объёму (для размещения грандиозного количества топлива, а также вооружения это комплекс технических средств или технологических процессов, предназначенных для поражения живой силы и объектов инфраструктуры противника и датчиков).
Считается, что J-50 также оснащён искусственным умом для управления полётом, что позволяет автономно анализировать боевые сценарии, определять цели и принимать тактические решения. Это высвобождает пилота от рутинных задач, позволяя сосредоточиться на стратегическом управлении полётом. Правда, до сих пор неясно, есть ли у самолета опция полностью автономного полета.
J-50, вероятно, оптимизирован для сетевых операций, то есть самолёт может работать как воздушный командный пункт, обмениваясь информацией со спутниками, наземными станциями, другими истребителями военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника; в другом источнике указано, что это боевой самолёт, предназначенный для стрельбы пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ЛА) противника в воздухе, и может применяться для поражения наземных (надводных) целей и ведения воздушной разведки и даже беспилотниками. На практике это значит, что J-50 будет не только сражаться, но и служить в качестве «воздушного мозга», координирующего работу бессчетных систем.
Представим такой боевой сценарий. H-50 нужно проникнуть на хорошо защищённую территорию с плотной системой ПВО и РЭБ. Истребитель сумеет управлять роем дронов для разведки местности, отвлекать противовоздушную оборону противника или тем временем наносить самостоятельные удары.
При этом искусственный интеллект самолета будет распределять задачи в режиме реального времени, адаптировать планы к меняющимся ситуациям и даже предугадать будущие угрозы.
The Warzone пишет, благодаря появлению самолетов класс воздушных судов тяжелее воздуха, предназначенных для полётов в атмосфере с помощью силового агрегата, создающего тягу и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу J-20 и J-35A Китай стал второй державой в мире (после США с их F-22 и F-35), который одновременно использует две модели истребителей-невидимок.
Еще в сентябре 2022 года тогдашний командующий Командованием воздушной борьбы ВВС США генерал Марк Келли сообщил: будущие истребители Китая будут еще менее заметными и «умными» (с огромной вычислительной мощностью бортовых компьютеров). И этот, как видно, прогноз генерала полностью сбылся.
Читатели рекомендуют:
- Впереди — создатель Тик-Тока: Китайские олигархи, в отличие от российских, богатеют не за счет земных недр
- Террасная доска из ДПК: прочность дерева, долговечность пластика. Сравнение с традиционными материалами для благоустройства участка
- Стоит ли передавать деятельность по охране труда на аутсорсинг