Практически каждый регион России одаривает своих уроженцев не только именами, но и прозвищами. Почему псковичей именуют скобарями, жителей Великого Новгорода — долбежниками, а пермяков — солеными ушами?…
На официальном научном языке такие прозвища именуются экзоэтнонимами. Если прозвище обидное, то это этнофолизм. Так, например, этнофолизмом с недавних пор стало слово «негр» по отношению к негроидам, а во время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения Величайшей Отечественной войны этнофолизмом было слово «фриц» по отношению к немцам. Сегодня самыми известными экзоэтнонимами в российском языке являются слова «москаль» и «хохол».
Пермяки — соленые уши
Соляной промысел на Урале — один из главных начиная с XV века. Соответствующее прозвище получили грузчики пермских пристаней на Каме, таскавшие на плечах полупудовые мешки с ценным продуктом.
От работы их уши, постоянно трущиеся о мешки с солью, просаливались и краснели.
На центральной улице Перми, Комсомольском проспекте, около гостиницы «Прикамье» даже установлен бронзовый овал с ушами, в который абсолютно любой желающий может поместить лицо и увековечить себя для потомков.
В 2009 году журналом «Российский мир» этот объект городского дизайна был признан самым странным памятником России.
Вятичи (кировчане) — свистоплясцы и слепороды
Прозвищ сходу два, но связаны они с одним и тем же историческим казусом: Хлыновским побоищем. Случилось это в 1392 году (по другой версии — в 1418-м), когда Вятку (тогда она называлась Хлыновым) осадили татары.
На выручку соседям выдвинулось войско из Великого Устюга, но татары неожиданно ушли сами, а устюжане подошли к Хлынову не с той стороны, откуда их ожидали.
К тому же дело было ночью. Вятичи приняли их за татар, окружили в овраге, названном чуть позже Раздерихинским, и завязался бой.
Пока разобрались, что к чему, погибло несколько сотен воинов и с той и с другой стороны.
Так вятичи получили прозвище вид антропонима, дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой или профессией, сопутствующим его жизни обстоятельством или по какой-либо аналогии слепороды.
В память об этом катастрофическом недоразумении на краю Раздерихинского оврага построили часовню во имя архангела Михаила и учредили ежегодный праздничек «Свистопляска», который отмечался в четвертую субботу после Пасхи.
Праздник начинался с панихиды по убитым, а потом перерастал в дикое веселье с кулачными боями и свистом в специально сделанные к этому дню свистульки.
По обе стороны злосчастного оврага становились толпы народа и, оглашая окрестности неимоверным гамом, устраивали шуточную баталию, бросая друг в друга глиняные шарики.
Кстати, свистульки эти скоро переродились в знаменитую дымковскую игрушку, так как изготавливали их в основном на окраине Хлынова, в деревне Дымково.
Псковичи — скобари
Считается, что это прозвище появилось из-за того, что на Псковщине по приказу Петра I делались скобы для строящегося флота РФ.
По другой версии, слово «скобарь» — производное от слова «скупой».
Так жителей Псковщины называли их соседи — латыши, литовцы и немцы (skops, skupes, skeptisch).
Но псковичи на это слово не дуются.
В городе даже установили скульптуру мастерового, держащего в руках подкову.
Ежегодно празднуется Денек скобаря кузнец по изготовлению металлических скоб, гвоздей, подков, прутьев, а также торговец этими изделиями, издается литературный альманах «Скобари», существует несколько спортивных команд и сувенирных магазинов с таким заглавием.
Рязанцы — косопузые (кособрюхие)
Якобы в старину в Рязани была мода — носить за поясом топор. Топор перевешивался на одну сторону Сторона — на Руси название местности, края, региона, государства (пример: Во Французской стороне … .), от этого — страна, и пузо казалось кривым.
А вот для чего рязанцам постоянно был нужен под рукой этот инструмент и почему жители других регионов не имели таковой привычки?
Одно из простых объяснений: почти все рязанцы были потомственными плотниками, потому и носили топор за кушаком. А другое — он был нужен для обороны.
Дело в том, что Рязань в Средние века лежала на стратегическом пути из Крыма в Московию и разбойники-крымчаки были тут частыми гостями. Вот и приходилось ходить все время с топором или каким-нибудь другим оружием.
Муромцы — святогоны
Просто потому что в XIII веке обвинили в прелюбодействе муромского епископа Василия и выгнали его из своего города («недостойно именно тебе имети дев в храмине своей на ложе»). Об этом случае говорится в «Повести о епископе Василии», сделанной три века спустя.
Василий Рязанский
Однако неизвестный летописец оправдывает священника и говорит, что муромцев «бес попутал» и обвинение было неверным.
А чтобы доказать праведность Василия мужское русское личное имя греческого происхождения, он рассказывает, что епископ в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиерей (греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + ἱερεύς — «священник», «жрец») подошел к Оке, положил на воду свою епископскую мантию, встал на нее и поплыл против течения в Старенькую Рязань, где его приняли с распростертыми объятиями.
В XIX веке епископ Василий Рязанский был возведен в ранг святого, а к попутанным бесом муромцам навечно прилипло прозвище святогоны.
Новгородцы — долбежники
Город находился на западной границе Руси и 1-ым принимал на себя удары всяческих шведских и немецких рыцарей.
Так как железное оружие всем иметь было не по средствам, то практически у каждого горожанина на случай лихой годины имелась увесистая дубина. Вот ими-то они и долбили собственных врагов.
А еще новгородцев называли гущеедами, потому что они изобрели очень сытное и густое блюдо, которое можно было употреблять во время Величавого Поста: обжаренный, а потом сваренный ячмень.
Холмогорцы — заугольники
Потому что «царя из-за угла встречали».
И вот как, согласно городской легенде, это было. В 1693 году молодой правитель Петр I решил совершить инспекционную поездку на Русский Север — в Вологду и Архангельск. Заехал он и в Холмогоры.
Но когда Петр со собственной свитой прошелся по городку, его удивило, что на улицах совсем нет людей.
Те же, что все-таки встречались, опасливо выглядывали из-за углов и подворотен, но лишь правитель подходил ближе, тут же убегали.
Наконец, под руку ему подвернулся какой-то древний старик. «Что ж вы прячетесь от меня?» — спросил он закаменевшего от страха старика.
«Дак как же не прятаться, батюшка, — ответил старик. — Предки-то наши из Новгорода от Грозного Ивана-царя сюда сбежали, так вот сейчас и боимся, что ты нас за это наказывать станешь».
Рассмеялся царь: «Не боись, дед, и всем скажи: кто старое помянет, тому глаз вон. Эх вы, заугольники».
Так и наклеилось к жителям Холмогор это «царское» прозвище.
Москвичи — москали
Считается, что москаль в украинском, польском, белорусском языках — неофициальный этноним русских, языковое выражение этностереотипа — это искаженное «москвич».
Но это не совершенно так.
В XVII–XIX веках внесистемная единица измерения времени, равная 100 годам словом одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением «москаль» в Малороссии называли солдат русской армии.
Так, в 1819 году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) украинский литератор Иван Котляревский написал пьесу «Москаль-чародей», главным героем которой был русский солдат первичное, младшее, нижнее, воинское звание, рядовой в армиях многих государств; категория военнослужащих и военнообязанных в Вооружённых Силах ряда государств; в широком смысле — военный человек в разных званиях опытный в военном деле; обладающий воинскими качествами, москаль по фамилии Лихой.
При этом слово «москаль» не имело тогда негативного, оскорбительного значения.
«Москаль» (российский солдат Лихой) в исполнении Богдана Бенюка, «Москаль-чарівник», 1995
Также часто в украинской литературе XIX века встречается выражение «забрали в москали», то есть в бойцы.
Некоторые историки считают, что москалями на Украине называли всех русских служивых людей: военнослужащих, чиновников и дворян.
А простой народ, крестьян, — кацапами (цап, или кацап, — по-украински «козел», что еще оскорбительнее).
Исследователи подсчитали, что в творчестве Тараса Шевченко слово «москаль» встречается 117 раз.
Из них 70 раз в смысле «солдат» и лишь 30 раз — в смысле «российский». Интересно, что в наше время москалями на Западной Украине часто называют своих же граждан, украинцев, но живущих на востоке державы и в ее центральной части.
А вот украинцев русские прозвали хохлами за их внешний вид: длинные опущенные вниз усы и свисающий с головы хохол-оселедец.
В старину таковой чуб могли носить только представители знатных родов. Например, мы знаем, что таковой был у киевского князя Святослава.
Во времена Запорожской Сечи хохлы вошли в повсеместную моду. Вспомните картину Репина «Запорожцы отписывают письмо турецкому султану».
Однако отпустить хохол мог только побывавший в настоящем бою козак.
Юным, необстрелянным бойцам иметь его не разрешалось.
Кстати, в Москве есть Хохловская площадь и Хохловский переулок, в котором размещена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах.