Главная / Общество / Кто будет «чинить» государство?

Кто будет «чинить» государство?

Кто будет "чинить" государство?

ДАННОЕ Уведомление (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) Рос ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Одна из ключевых задач социальных наук и тесновато связанного с ними гуманитарного образования заключается в подготовке руководящих кадров. Подготовке людей, понимающих, как устроено и работает общество, и потому способных качественно руководить другими людьми общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный. Руководить — значит не просто транслировать приказы «сверху» и худо-бедно делать написанные кем-то детальные инструкции, а самостоятельно осмысливать и решать сложные проблемы, думать своей головой. Это в особенности важно в нештатных, критических ситуациях, которые в нашем мире случаются более или менее регулярно.

Если социальные науки и гуманитарное образование оказываются сведены к обычному обслуживанию интересов и абсолютной поддержке действующей власти, а инакомыслие всячески преследуется, их ценность резко понижается. Уже в среднесрочной перспективе это приводит к катастрофическим последствиям для государства в целом. Во-первых, падает качество подготовки юных кадров: их учат не думать, а повторять мертвые формулы — а значит падает и качество управленческих решений, способность отлично справляться с новыми вызовами. Во-вторых, теряется способность осмысливать происходящие в жизни общества или социум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения процессы.

«Если гласить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, в особенности экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок», — сообщил Андропов летом 1983 года. Эта фраза в более резкой формулировке — «мы не знаем общества, в котором живем» — стала воистину крылатой.

Итогом такого незнания является неспособность справиться с проблемами, провести осмысленные и успешные преобразования. Неслучайно начавшиеся практически через пару лет после высказывания Андропова реформы в Советском Союзе велись «нерациональным способом проб и ошибок» и весьма быстро превратились в неконтролируемый обвал.

Если человек, не знающий устройства двигателя, полезет его ремонтировать, с высочайшей степенью вероятности он просто его доломает. То же самое касается и попыток «починить» государство политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Собственно, это к вопросу о том, почему я очень мрачно оцениваю перспективы современного российского государства. Да и свои личные тоже, честно-то говоря. Я могу представить себе, для чего я могу понадобиться в России в эпоху перемен — я умею учить людей думать (по крайней мере, по комментариям моих учеников) и владею зарубежным опытом решения ряда острых проблем в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать, которые рано или поздно встанут перед державой. Но зачем и кому я буду нужен в России образца 2022 года, я, честно говоря, на данный момент не понимаю.

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан