Главная / Общество / Двойное дно российского общества

Двойное дно российского общества

Двойное дно российского общества0

ДАННОЕ Уведомление (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) Рос ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Одна из главных проблем современного российского общества — двойное дно. Его тяжело выявить на фокус-группах, где идут уравновешенные дискуссии между воспитанными людьми общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный, действующими в рамках политкорректности. И даже если удается изловить эмоцию (а на фокус-группах это главное), то многое сокровенное остается внутри. Даже проективными методиками далеко не все удается вытянуть. Тем более что в размеренные времена исследования обычно проходят по текущим, довольно рутинным поводам (выборы, партии, социально-экономические предпочтения и др.) и не затрагивают глубинных заморочек.

А тут у человека может быть сильная, но подавляемая фрустрация. Причем не только у бедных, но и у части среднего класса — весьма разных людей объединяет советское прошлое. О нем говорят после третьей рюмки, так как именно оно выступает объединяющим моментом — общие (или сходные) воспоминания, очень близкие эмоции. Желание поделиться не тем, кто где недавно отдыхал (во-первых, в турецких гостиницах впечатлений для такого разговора немного; во-вторых, можно затронуть больную тему — не у всех на Турцию есть денежные средства), а кто где служил — армия в СССР выступала мощнейшим средством социализации. И внутренняя боль не только в связи с ушедшей эрой, но и с дефицитом коммуникаций с новыми поколениями.

Такая эмоция прорывается в кризисной ситуации. На обычной фокус-группе на человека, который вдруг предложит нанести 1-ый ядерный удар (с мотивировкой — мол, зажрались там буржуи, проучить надо), посмотрят, мягко говоря, с явным удивлением. И можно будет сделать вывод об тривиальной маргинальности таких суждений. А вот в задушевном разговоре, когда человек откроет душу и с болью процитирует таможенника Верещагина, его могут полностью понять и одобрить. И всякая политкорректность закончится. В свое время такую эмоцию использовал Жириновский, предложивший омыть сапоги в Индийском океане. Вспомним и результаты теледискуссий Кургиняна и Сванидзе на исторические темы многозначное слово.

В кризисных ситуациях также проявляется принцип двойного дна, но со своими особенностями, в том числе характерными нынешнему времени форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения.

Можно говорить о двух уровнях такой реакции. Первый — он свойственен части лоялистов — связан с вытеснением неловкой тематики. Люди табуируют политические темы, в немалой степени не осознанно, а подсознательно переключаясь на более комфортабельные или насущные для их личной жизни вопросы. У них есть ощущение общей правоты России (в подробности происходящих событий они не вдаются), но обсуждение определенных тем не связано с положительными эмоциями психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру и поэтому вытесняется в качестве защитной меры, спасающей от негативных переживаний («нервные клеточки не восстанавливаются»). В политизированный Рунет эта аудитория по тем же причинам старается не заходить.

Второй уровень связан с критическим отношением к власти. Несогласные нередко стараются не идти против мейнстримного мнения, которое активно транслируется в медийном пространстве. Тут включается сознательная самоцензура, обусловленная как нежеланием вступать в конфликты с родственниками (особенно старшими) и коллегами, так и опасениями «попасть под статью» в случае общественного самовыражения. Здесь ситуация напоминает советские времена, когда человек лишь в узком кругу (семья, ближайшие друзья) признавался, что болеет за Корчного или читал «Архипелаг ГУЛАГ». Для этой аудитории функцию отношение между элементами, при котором изменение в одном элементе влечёт изменение в другом западных «голосов» делают социальные сети.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан