В перспективе разработка также может использоваться для различных сфер промышленности, в том числе и для космической отрасли.
Ученые кафедры электроники и электротехники НГТУ НЭТИ работают над созданием системы «умных» электросетей с высочайшей надежностью и качеством вырабатываемой электроэнергии в самолетах, благодаря использованию тиристорных преобразователей частоты, сообщила пресс-служба института.
В вузе исследуют адаптивную стартер-генераторную систему. Обычно, при построении системы электроснабжения летательных аппаратов, функции электростартерного пуска газотурбинных двигателей и режима генерации электроэнергии совмещаются в одном устройстве. Такое совмещение позволяет повысить надежность, сделать лучше массогабаритные показатели авиасистем за счет отказа от большого числа быстроизнашиваемого оборудования в летательных аппаратах.
— Функциональность системы множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство расширяется за счет подключения систем электроснабжения переменного и неизменного тока; фактически система приобретает статус «умной» электрической сети (smart grid), — рассказала ассистент кафедры электроники и электротехники НГТУ НЭТИ Регина Сараханова.
В настоящее время ученые предложили использовать непосредственный преобразователь частоты с естественной коммутацией в качестве основного преобразователя электроэнергии. Включение в состав стартер-генераторной системы конкретного преобразователя частоты физическая величина, характеристика периодического процесса, равна количеству повторений или возникновения событий (процессов) в единицу времени с естественной коммутацией позволяет повысить надежность авиационных систем, поскольку силовая схема таких преобразователей имеет ординарную и надежную реализацию, содержит в своем составе попарно работающие тиристорные комплекты, которые обладают большой перегрузочной способностью и маленькими массогабаритными показателями. Сочетание такого преобразователя электротехническое устройство с синхронным генератором позволяет создать мощные каналы генерирования со значимой перегрузочной способностью. Применение параллельного инвертора напряжения с высокочастотной широтно-импульсной модуляцией позволяет уменьшить массу выходного фильтра конкретного преобразователя частоты с естественной коммутацией, что также уменьшает массу и габариты системы в целом.
Сейчас уже подтверждена эффективность создания предлагаемой системы, ведется ее проектирование в режиме генерации электрической энергии. В будущем планируется проанализировать распорядок стартерного запуска, провести проектирование, создать макетные и, возможно, опытные образцы. Отмечается, что предлагаемое решение может быть реализовано для разных сфер промышленности, в том числе и для космической отрасли.
Напомним, новосибирский ФГУП «СибНИА им С.А.Чаплыгина» проводит тесты электродвигателя для авиации. В феврале 2021 года генеральный директор ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов докладывал, что к 2030 году электросамолеты уже должны поступить в серийное производство и перевозить пассажиров.