С пришествием тепла на улицах Новосибирска появились парковки с электросамокатами, которые можно взять в аренду.
Сергей Тиньков, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова:
Что представляет собою сегодня этот бизнес и сервис в России? Какие преимущества, недостатки и перспективы по сравнению с арендными великами? И что может измениться уже завтра?
Еще три года назад при оценке интенсивности велосипедного движения, проводимой РЭУ им. Г.В. Плеханова, толика велосипедистов в общем потоке НТС составляла в среднем 76%. Если в 2019 году на рынке прокатных электросамокатов самокат — средство передвижения на двух колесах с электромотором было 6–7 главных участников, то сейчас — 16–18. То есть за два года количество игроков выросло более чем в два раза.
Преимущества
Электросамокаты энергично использует не только население, но и доставщики продукции. Сказывается общий тренд на отказ от топливных сегментов транспорта в пользу более экологичных электро видов. Кроме того, технические характеристики топовых электросамокатов позволяют развивать скорость до 100 км/ч, а наибольшая зафиксированная скорость велосипедиста при движении по прямой поверхности не превышает 51 км/ч. Кроме того, велосипедист обязан прилагать усилия для обеспечения движения, при использовании электросамоката таких проблем нет. Электросамокаты значительно маневреннее, чем велики, особенно при движении в плотном потоке людей. Они компактнее, поэтому с ними гораздо удобнее перемещаться в публичном транспорте.
Недостатки
Среди них обязанность компаний устанавливать парковочные станции (для велобайков — аналогично), необходимость подмены батарей техническими службами, риски потери и порчи электросамокатов, высокие операционные издержки, необходимость в высококачественном программном обеспечении и его эффективной работе.
Большие скорости электросамокатов предполагают угрозу для здоровья пользователей (к примеру, в случае неожиданного препятствия). Кроме того, в случае движения в плотном потоке Поток — постоянное перемещение масс жидкости или газа в определённом направлении пешеходов (таких же электросамокатов, других НТС либо по проезжей части) появляется риск ДТП и угроза для здоровья населения.
Поэтому важным вопросом становится развитие инфраструктуры для электросамокатов и других НТС, проработка интеграции средств микромобильности в транспортный и пешеходный потоки города, а также административной ответственности за разные правонарушения, в том числе ДТП с участием НТС. Минтранс РФ уже имеет ряд предложений в этом направлении, например, ограничение скорости движения ранее Движенье средств микромобильности в пешеходном потоке до 20 км/ч и основной приоритет пешеходов при этом.
Проблемы защиты
Владельцы компаний, которые предоставляют электросамокаты в аренду, обеспокоены их обороной от вандализма и краж. Основная защита сегодня — это страхование или возмещение таких убытков за счет оборота. За исключением этого, электросамокаты оснащены трекерами, которые передают сигнал, и их легко можно обнаружить. Также сохранности содействует наличие камер в местах парковок для электросамокатов.
Что дальше?
Развитие проката электросамокатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе может стать выгодным вложением средств.
В 2019 году прогнозировался рост рынка совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами микромобильности с 300 до 500 млрд баксов. Однако пандемия изменила приоритеты населения. Опрос, проведенный компанией McKinsey, показал, что от 9 до 12% респондентов при возвращении к доковидной жизни будут использовать микромобильные средства для перемещения. Это связано с тем, что при передвижении на электросамокате, например, риск заразиться меньше, чем в публичном транспорте может означать: одну из важнейших отраслей материального производства, осуществляющую перевозки пассажиров и грузов (см. Транспортировка); совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.
Еще один рычаг развития рынка электросамокатов — это тарифы. Сегодня в силу большого спроса тарифы на аренду в отдельных случаях составляют 7–8 руб. за минутку, в то время как для создания эффекта массовости обоснованным является величина тарифа в 3–4 руб.
Однако стремительный рост популярности электросамоката как средства передвижения может плохо сказаться на развитии рынка прокатных транспортных средств. Причина заключается в том, что у населения в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства, региона, области и так далее увеличивается желание иметь такое мобильное средство в принадлежности. Его менее габаритные размеры по сравнению с велосипедом позволяют не испытывать обычных проблем, связанных с хранением транспорта дома.
За исключением того, негабаритный электросамокат можно взять с собой в офис, в любой общественный транспорт, убрать в багажник автотранспорта, то есть использовать все время. Поэтому можно предположить некоторый бум на шеринговые электросамокаты по мере выхода из коронакризиса, потом — выход на определенный объем (плато) и сокращение спроса по мере приобретения населением электросамокатов в собственность. Шеринг, быстрее всего, станет зональным и будет сконцентрирован в местах отдыха.
Материал из информационной рассылки РЭУ им. Г.В. Плеханова