В одном из городов Евро союза при ландшафтном проектировании водно-лесного каркаса снесли автовокзал с парковками.
В настоящее время готовится к подписанию трехстороннее соглашение меж правительством Новосибирской области, Французской федерацией ландшафтных архитекторов и Минстроем РФ по поводу создания на территории часть поверхности суши с определёнными границами Новосибирска нового природного каркаса с учетом евро опыта. Это стало первым промежуточным результатом деятельности рабочей группы по созданию водно-лесного каркаса Новосибирска. Напомним, она была сформирована весенней порой 2021 года. В ее состав вошли представители профильных подразделения мэрии, ученые, общественники, студенты профильных институтов. Данный проект — один из первых на территории России.
— Почему важны такие пилотные проекты, как в Новосибирске? — гласит замдиректора проектной дирекции Минстроя РФ Джемал Сурманидзе. — Функции, которые выполняет природный каркас, — это не только лишь рекреация и хорошее настроение. Это экономия в плане природоустойчивости, безопасность и привлекательность города. Дешевле сделать природную набережную, чем заложить ее гранитом. Если осматривать зеленый каркас с точки зрения поступлений в бюджет, то крупные компании будут, скорее, платить налоги в родном городке, нежели отдавать непонятно куда. Пилотные проекты, подобные тому, который сейчас делается в Новосибирске, обязаны стать частью мозаики для всей страны.
Можно ли назвать Новосибирск третий по численности населения город России современным и стильным городом?
О вероятном интересе к проекту Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы (SEBoK):272 Является результатом проектирования — процесса определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765) местного строительного бизнеса сообщают и в руководстве муниципалитета.
— Раньше подходили к территории города как к некоей площади, которая непринципиально что из себя представляла и которую важно застроить, заасфальтировать и сдать как можно больше квадратных метров жилища. Сегодня мы видим более бережное отношение к ландшафтной среде, — рассказывает мэр Анатолий Локоть. — Мы лицезреем желание застройщиков использовать эти природные возможности, чтобы создавать комфортную среду для горожан.
Что касается французской стороны, то, по плану архитекторов, природный каркас должен стать образующим в системе организации устойчивого и комфортного для жизни города места, снизить антропогенную нагрузку, сохранить естественный природный покров, природные экосистемы, поддержать природное обилие.
В ближайшее время участники проекта приступят к отработке кейсов, которые войдут в природоохранное законодательство, а также к разработке соответственных образовательных программ и ряду других тематических мероприятий в городах-«пилотах», вошедших в программу. В Новосибирске спецпроект находится в стадии осмысления деталей реализации.
— Я много работаю с французскими городами. Если говорить о РФ, то в Москве я реализовал ландшафтный парк ВДНХ, — рассказывает архитектор Мишель Пена, которому буквально через год предстоит работать с проектом каркаса в Новосибирске. — Рад работать в вашем городе, проект мне очень увлекателен. Некоторые участки находятся в богатых с точки зрения ландшафта местах. Например, на берегах рек, а реки природный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна нередко использовались как транспортные артерии, потому располагаются в центре города. Я называю эту работу «вернуть жизнь городскому ландшафту» — ввести новые активности, новые зеленые пространства с системой больших прогулочных аллей.
Архитектор квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений приводит в пример Ниццу, где посчастливилось превратить бетонные джунгли в новую и интересную зеленую зону.
— Речь шла о том, как снести парковки у здания автовокзала, — гласит Пена. — Планировали снести еще здание, освободить пространство — из-под некрасивого бетонного здания, разделяющего город крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством на две части. Мы его снесли, соединили две части старого и нового города, создали там грунт и аллею. Сейчас это пространство называется «прогулочный парк-район», его посетили более миллиона туристов. Мы работаем над тем, как подтолкнуть людей к наименьшему использованию автомобилей, чтобы выйти из созданной человеком системы загрязнения.
Вместо гаражей и свалки в пойме реки Каменки появится уникальный ландшафтный парк
Со собственной стороны муниципалитет уже провел определенную подготовительную работу по созданию природного каркаса Каркас — несущая внутренняя или внешняя конструкция здания, механизма, сооружения, аппарата Новосибирска.
— Основа каркаса — это городские леса, озелененные публичные пространства, существующие на территории города водно-болотные угодья, малые реки. У нас уже проведена инвентаризация водоемов, мы осознаем структуру и состав озелененных общественных пространств. У нас есть данные по лесоустройству, — перечисляет начальник отдела МКУ «Проектная дирекция департамента культуры, спорта и молодежной политики» Светлана Гижицкая.
В перечень глобальных задач власти относят очистку составляющих будущий водно-лесной каркас городских рек. По информации Западно-Сибирского Управления гидрометеологии, проводящего мониторинг, незапятнанных водных пространств понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в различных разделах знаний на территории города нет.
— Реки загрязнены металлами, в пробах отмечается повышенная токсичность, — гласит начальник управления Александр Люцигер. — Причем это отмечается на протяжении последних шести лет. Обь и Новосибирское водохранилище находятся в категории «грязные». Если гласить о других реках, то Иня, Каменка — тоже грязные.
Этот факт подтверждают и ученые СО РАН, по мнению которых нужно использовать ресурсы самой природы для очищения водоемов.
— Необходимо стимулировать заросли водных и прибрежно-водных растений, — считает главный научный сотрудник института водных и экологических проблем СО РАН, доктор биологических наук Лаура Киприянова. — Это естественный, природный, дешевенький фильтр — технология восстановления и рекультивации прибрежных газонов. Ее активно используют за рубежом, и у нас она тоже поможет провести берегоукрепление. В таком случае водные растения перехватывают биогены, которые находятся в воде. Может пригодиться изъятие фитомассы растений для предотвращения вторичного загрязнения. Ее можно использовать как корм для скота, если водоем незапятнанный. Менеджмент водных объектов с водными растениями необходим.
По информации мэрии Новосибирска, в муниципальной собственности находятся 30 аква объектов, расположенных на территории города.