Тем временем по вине Минфина «зависла» разморозка накопительных пенсий
Фото: Владимир Смирнов/ТАССПравительство РФ отказалось поддержать законопроект КПРФ о понижении пенсионного возраста до прежних 55 лет — для женщин и 60 лет — для парней.
Согласно заключению кабмина одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал), предложение коммунистов не соответствует концепции пенсионной реформы, проведенной из-за новейших демографических условий, а также обеспечивающей «долгосрочный рост уровня доходов денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени нынешних и будущих пожилых людей». Кроме того, ни бюджетом ПФР, ни федеральным бюджетом новые выплаты не предусмотрены, напоминают в Белоснежном доме. Денег нет — универсальный ответ «бухгалтеров» из Минфина.
Аргументация более чем непонятная. Если некоторое старение общества сомнений не вызывает, то тезис о росте доходов пожилых людей, благодаря новациям, уже опровергнут жизнью. По прошествии двух лет после реформы уровень пенсий в РФ вернулся к показателям 2008 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). Особенно красноречивы относительные показатели. По данным Счетной палаты, в 2018 году коэффициент замещения (пенсии в заработной плате) составлял 30%, в 2019-м— 29,6%, а в 2020-м — 29,4%.
Что касается денежных средств в бюджете финансовый план определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемый на определённый период времени, обычно на один год, то объем межбюджетных трансфертов в ПФР, вопреки надеждам реформаторов, растет, а не понижается. Так, он увеличился с 37,7% в 2019 году до 46,5% в 2020 году. А фактически все затевалось ради «самофинансирования» ПФР. Тем временем форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения ФНБ (выделенная часть бюджета), созданный специально для балансировки пенсионной системы, ломится от денежных средств. Нужно политическое решение и поправки в закон.
При этом за время, прошедшее с начала реформы изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём, число получателей пенсий снизилось на величину от нескольких сотен тыс до почти 2 млн человек (в зависимости от категорий учета). С июля 2020 года пожилых людей общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры ежедневно (!) становилось меньше на 5,5 тысяч человек. Такого не было четверть века, отмечают в СМИ. Может основная цель пенсионной реформы в представлении правительства — сокращение числа пожилых россиян?
О необходимости возвратить прежний пенсионный возраст 25 сентября на встрече Владимира Путина с фаворитами парламентских фракций говорил Геннадий Зюганов. «Пенсионку, все понимают, ее надо отменять: она не дает простора ни молодежи, ни старикам обычной жизни», — сказал он, среди прочего, в ходе видеоконференции. С аналогичной инициативой выступил и фаворит «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов. И вот ответ правительства — отказ.
Хорошо бы, кабмин, отклоняя предлагаемые левой оппозицией изменения пенсионной системы в интересах большинства (на солидарных началах), совершенствовал бы должным образом ныне действующую систему (поощряющую индивидуальные пенсионные накопления). Но фактически и этого нет. Вопрос о разморозке накопительной части страховой пенсии регулярные денежные выплаты лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца или в связи с длительной профессиональной деятельностью по-прежнему не решен. А фактически речь идет фактически о конфискации денег граждан. Что за уродливый капитализм без права принадлежности?
По информации «Коммерсанта», на днях в ходе совещания в Минфине дискуссировалась идея трансформации «замороженной» накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования (ОПС) в добровольческую стандартизированную схему (НПО). Энный уже по счету вариант, а воз и ныне там. Окончательное решение должно быть принято на уровне Уровень — измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью с пузырьком воздуха правительства, а пока кабмин отклоняет конкурирующие варианты, как это случилось с законопроектом коммунистов.
Заместитель председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков сообщил о готовности свой фракции воспользоваться новыми конституционными полномочиями в отношении правительства:
— Для нас не осталось незамеченным то событие, что после внесения нашего законопроекта о снижении пенсионного возраста (а также закона об индексации пенсий) правительство попридержало личную реакцию на него. Свое заключение они дали фактически на следующий день после выборов. Только лишь когда голосование закончилось, кабмин посчитал возможным публично отреагировать на наш законопроект документ с текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Вообще у нас очень много претензий к политическому курсу, который сегодня проводится. Он зачастую реализуется через определенные решения, полномочия правительства.
«СП»: — Теперь депутаты имеют новые, более широкие возможности в части формирования кабинета министров. Это значит фракция КПРФ могла бы и не утвердить в очередной раз правительство, раз оно так относится к россиянам. Кабмину следовало подумать, прежде чем отказывать в понижении пенсионного возраста…
— Когда говорят, что полномочия Госдумы сейчас существенно расширились и она заявляет или не утверждает правительство, это не совсем точно. Потому что в целом за правительство Госдума не голосует. Дума голосует за отдельные персоны, которых представляет президент на должности в правительстве одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал). Этих людей мы станем оценивать в соответствии с их профессиональными и гражданскими качествами.
Свою оценку позиции Минфина по замороженной накопительной части страховых пенсий дал ведущий экономист Никита Масленников:
— Минфин уже в этом году должен был представить проект трансформации накопительной части обязательного пенсионного страхования в добровольческий формат. Главный принцип: эти накопления — частная собственность гражданина. А раз так, то никаких заморозок быть не может. Их надо передавать в распоряжение НПФ, либо других институтов. Так давайте определим в какие.
«СП»: — Может, Минфин тянул из-за выборов? Гос чиновники всегда осторожничают…
— Люди, учитывая падение ставок по вкладам, понесли собственные деньги, у кого они есть, на финансовый рынок. В стране открыто 22,5 млн брокерских счетов. Они принадлежат 14,7 млн россиян. Они уже вложили выше 10 трлн рублей в разного рода финансовые продукты. В том числе в ОФЗ, средняя ставка по которым больше 7%, а по вкладам 6,15%. Естественно, люди инвестируют.
Это значит, что все деньги, которые были доступны добровольной накопительной пенсионной системе, уже ушли на рынок. При этом там можно инвестировать без ограничений. А накопительная пенсия всегда имела потолок. А почему? Давайте создадим прогрессивную шкалу налоговых вычетов из НДФЛ, когда заканчивается участие человека в программке. Чем больше внес, тем больше выход.
Для того, чтобы накопительная система заработала, предложения должны быть нацелены на горизонт 15−20 лет. Длинные деньги — это прежде всего инфраструктура: дороги, аэропорты, социальные объекты и т. п. Это сродни инвестициям из ФНБ. Ну так мотивируйте людей туда вкладывать! Необходимы финансовые инструменты, налоговое стимулирование.
Еще один принципиальный момент — участие работодателя. Человек сам инвестирует или ему помогает работодатель, создавая тем самым корпоративно-накопительную пенсионную систему? Пока это только лишь РЖД, Газпром… Но для этого работодателя надо мотивировать. Чем больше он вложит, тем больше будут зачисления в необлагаемую налогами базу. Эти вопросы стоят уже многие годы.
«СП»: — А еще есть те, кому ни инвестировать, ни копить нечего…
— И таких людей десятки миллионов. Они-то как будут сформировывать себе пенсионные продукты? Ну нет у них денег для этого. А те, у кого есть, ушли на рынок, просто потому что господа из Минфина и ЦБ опоздали предложить набор пенсионных опций. Видимо, должна быть множественность пенсионных моделей, нацеленных на группы населения с разными уровнями доходов.
Кроме того, для людей очень важны госгарантии сохранности их пенсионных накоплений. Примерно так, как это сделано с вкладами населения. Необходимо договориться, какую конкретно сумму государство готово гарантировать. Всю или только часть Часть — собственное подмножество; доля чего-либо. Нужны детали. Время уходит. Иначе мы теряем перспективы совершенствования накопительной пенсионной системы множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Опираться только на страховую пенсию уже нельзя. Коэффициент замещения, даже по начисленной заработной плате (а не по доходу) — 29,4 процентов при международном нормативе 40 процентов. В развитых странах ОСЭР данный норматив составляет 70 процентов. Половина из них — это накопительные пенсии. А у нас их нет. Минфину пора представить план, а не подкармливать нас завтраками.
Пенсионная система
Парфенов: властям придется всерьез задуматься об отмене пенсионной реформы
Правительство РФ не поддержало инициативу об отмене пенсионной реформы
В ПФР поведали, кому положено повышение пенсии в любое время года
Любомудров: чиновники воспринимают себя классом неприкасаемых
Все спец материалы по теме (1524)