Основным трендом будет локальный немассовый туризм.
Александр Гладилин, генеральный директор ООО «Новые туристические технологии» (сервиc поездок и путешествий Туту.ру):
Как поменяются путешествия в 2021 году
Будут развиваться основные тренды, которые мы увидели в этом году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). Во 1-х, ощущение неопределённости привело к снижению глубины бронирования — люди стали планировать поездки в последний момент. Пока ситуация не возвратится к какой-то более или менее привычной норме, люди так и будут поступать. Но по мере восстановления объёма перевозок брать заранее снова должно стать выгоднее, и люди общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры к этому вернутся.
Во-вторых, произошло снижение мобильности совместно со снижением доходов. К сожалению, эта ситуация вряд ли изменится в следующем году.
И, в-третьих, люди начали более многообразно путешествовать по России и открывать для себя страну. Думаю, что и в 2021 году локальный туризм будет одним из основных трендов. Если раньше россияне массово путешествовали по немногочисленным популярным курортам, то теперь слово «массовый» стало синонимом «опасный», и всё больше людей выбирают для отдыха менее известные уголки страны.
Прогнозировать, что будет в ближайшем будущем с интернациональным туризмом или туристические поездки — выезды или туристские поездки — выезды (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, с любой целью, кроме трудоустройства пока сложно — это зависит от множества факторов и решений множества стран территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). Конечно, в итоге мир опять начнёт открываться, но не сразу и непросто — возможно, появятся новые правила и медицинские документы, необходимые для посещения государств, и, скорее всего, люди ещё долго будут настороженно относиться к вероятности чем-то заболеть в поездке. Потому привычные толпы в популярных туристических местах, вероятно, вернутся нескоро, и многие ещё долго будут носить в таких местах маски.
За исключением того, я предполагаю, что государства теперь будут острее реагировать на новости о появлении каких-то новых рисков пандемии. Если ранее новость, скажем, о появлении вируса Эболы представлялась большинству планеты локальной проблемой отдалённых районов, то теперь все понимают, что возможны глобальные последствия, и решение «остановить транспортное сообщение» уже не выглядит как что-то неописуемое, мы уже это проходили.
Когда восстановится туристическая отрасль?
Полное восстановление туристической отрасли, конечно же, займёт годы, но при этом какие-то сегменты и направления будут восстанавливаться и расти еще быстрее и могут стремительно обогнать докризисные показатели уже в ближайший год. Например, тот же локальный туризм по необычным местам.
Международные авиаперелёты будут восстанавливаться ещё весьма долго. IATA прогнозирует, что мировой пассажиропоток вернётся к прежним значениям не раньше 2024 года, при этом они ухудшили свой первоначальный прогноз. Так что сейчас самое время развивать внутренний туризм.
Также быстрее будет восстанавливаться онлайн-сегмент. Выходить из дома и ехать в оффлайн-кассу стало опасно. И в этом году все привыкли, что продукты лучше заказать с доставкой на дом, а билет купить в мобильном приложении.
Пропадут ли маски в самолётах, или люди будут носить их теперь всегда?
Думаю, что шлейф от пандемии останется, какое-то время будет «мышечная память» и привычка, что в маске безопаснее. Будет ли буквально через пять лет весь самолёт сидеть в масках? Наверное, нет. Но некоторая «мода» на ношение масок предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица в общественных местах остается — например, в Китае многие так ходили ещё задолго до появления коронавируса.
Что будет с ценами на билеты?
Билеты на самолёты по РФ сейчас дешевле, чем год назад. По нашим данным, в среднем — на 15%. Причём по некоторым направлениям средний чек сократился на 30-40%. Это, с одной стороны отлично, потому что люди даже в такой сложный период могут продолжать путешествовать, с другой — авиакомпании делают это не от неплохой жизни, а чтобы заполнить борта, и это не очень укрепляет их финансовое положение. И когда ситуация одноактность и неповторимость возникновения множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека стабилизируется, билеты по РФ должны снова подорожать — раньше в среднем рост цен был на 6-7% в год.
Что касается перелётов за рубеж (там, где они остались), то средний чек в этом году вырос, в некоторые месяцы по ряду направлений неоднозначное слово, которое может обозначать: Направление вектора — для вектора в геометрии рост был в два раза по сравнению с прошлым годом, но такая динамика вызвана только той ситуацией, в которой мы все оказались. В годовой динамике средний чек за перелёт в страны ближнего зарубежья вырос на 6%, в Европу — на 9%. В 2021 году авиабилеты за предел, скорее всего, дешеветь не будут, и цены сохранятся, как минимум, на уровне 2019 года. Если будут открыты только лишь отдельные направления, то цены по ним могут продолжить расти. Но динамика зависит от конкретного направления, спроса на него и сезонности. К примеру, в Анталью по итогам года средний чек даже сократился — на 17%, хотя в августе — сентябре он был на 20% выше, чем в те же месяцы 2019 года.