За словами одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением о внедрении гарантированного дохода стоит что угодно, только не готовность поделиться с подданными.
Сенсация пришла, откуда не ожидали. Всеми почти забытый Дмитрий Медведев, сохраняющий однако должность главы «Единой РФ», предложил однопартийцам взять на вооружение идею в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты «минимального гарантированного дохода граждан» (МГД). То есть узаконить некоторую «минимальную сумму средств, которая выплачивается государством человеку общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры независимо от рода его деятельности, общественного и экономического положения».
Сразу отметим, что МГД — это не какое-то готовое решение, а только обещание «обсудить идею с членами правительства и профсоюзами».
Но и случаем вырвавшимися словами рассуждения о «гарантированном доходе» называть тоже не будем. Потому что одновременно была организована утечка о письме в президентскую администрацию Андрея Кутепова, главы комитета по экономполитике Совета Федерации. Создатель послания предлагает выплачивать из казны всем безработным «базовый доход», заметно больший, чем сегодняшние крошечные пособия.
Текстуальные совпадения в речи Медведева и письме Кутепова указывают, что они происходят из 1-го источника. Но, в отличие от Медведева, Кутепов не скупится на цифры. Безработных наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться, но не могут найти работу у нас, как он полагает, около 6 млн. И чтобы «удовлетворить их мин потребности с учетом семейной нагрузки», понадобится тратить в год 2,2 трлн руб. Это увеличило бы все федеральные расходы, намечаемые в 2020-м, на одну десятую.
Откуда взять такие деньжищи? На старте Величайшей реформы — из Фонда национального благосостояния. А потом само пойдет: поступление в бюджет средств, «ожидаемых от мультипликативного эффекта начальных целевых финансовых затрат, который возникает при стимулировании потребительского спроса», с лихвой перекроет вложения. Казна еще и с прибылью остается.
Конечно, с наукой не поспоришь, с фантазией — тем более, но ясно, что в экономических и финансовых ведомствах в такие расчеты никто не поверит. И фактически по кутеповской версии предполагается облагодетельствовать лишь малую долю россиян. Если же, как указал Медведев, начать выдавать денежные средства всем, «независимо от рода деятельности, социального и экономического положения», то понадобится откуда-то добывать несколько 10-ов триллионов рублей ежегодно, т. е. больше, чем все прочие государственные расходы, вместе взятые.
Добавлю для ясности, что в апреле и мае, во время локдауна, многие, включая и приличных экономистов, предлагали выплачивать буквально всем гражданам человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе что-то вроде компенсации за доходы, утраченные из-за остановки компаний. Речь шла о кратковременной чрезвычайной мере стоимостью 2–3 трлн руб.
Ни Медведев, ни его однопартийцы, не сказали тогда ни слова в поддержку валютных раздач, хотя бы и краткосрочных, не то что постоянных. Но после проволочек и с учетом тогдашних политических потребностей это предложение все-же было частично осуществлено властями в форме двукратной выдачи спецпособий на детей.
Поэтому о новейших разглагольствованиях насчет «гарантированного дохода» можно с уверенностью сказать одно: нет обстоятельств понимать их буквально. Либо это циничная саморекламная выходка, либо заявление со скрытыми целями.
С 1-ым вариантом все понятно, а вот над вторым стоит задуматься.
Идею так называемого безусловного базового дохода денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (ББД), т. е. фиксированной суммы, выплачиваемой тем, кто признан нуждающимся, или даже вообщем всем поголовно, живо обсуждают во многих странах и отчасти с ней экспериментируют. ББД предлагается в нескольких вариантах, в том числе как подмена многочисленных и запутанных социальных выплат. То есть человеку не надо будет о каждой льготе определенные преимущества, дополнительные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения заботиться отдельно. Ему безо всякой суеты выдадут кое-какие деньги, причем в том же объеме, что и всем иным.
Пригодно ли это для нашего климата? На первый взгляд, да. Ведь мы уже договорились, что каких-то добавочных денег от начальства это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению ожидать не приходится. Но выдачу тех, что уже есть, можно и упростить. Счет всяким льготам и выплатам идет на 10-ки. Почему бы не оптимизировать их, как несколько лет назад — медицину? Начальство обожает размашистые решения. Что мешает поменять всевозможные выплаты и надбавки этаким единым для всех пособием и назвать его «гарантированным доходом»?
Совершенно исключить такое нельзя, но всерьез опасаться не стоит. На каждой существующей льготе и выплате питается какая-нибудь чиновная контора. Чтобы получить свое, человек должен обивать пороги, просить, заботиться. Упростить ему задачу — это просто не по-государственному. Еще возомнит о себе. Не говоря о том, что останутся без любимого дела бесчисленные контролеры и распределители благ.
Потому более вероятен другой способ введения «гарантированного дохода» — в виде еще одной выплаты без подмены уже существующих. Плюс этой схемы, помимо прочего, в том, что она обеспечит рабочими местами дополнительный отряд раздатчиков денежных средств. Ведь понадобится формировать и дрессировать контингент получателей этого «дохода».
Но откуда взять денежные средства, если не из казенных закромов? Думаю, вы сами догадались. Техника давно отработана.
Свежий пример. В Министерстве транспорта составлен спецпроект постепенного перехода к бесплатному проезду в общественном транспорте. Стоимость этой народолюбивой и экологически прогрессивной спецакции, конечно, высока. Но ведь источник средств под рукой. Пусть автомобилисты платят за проезд по всем дорогам, включая городские. Денежные средства за выгодную для народа новацию извлекут из народного же кармана.
В последнее время именно так все проблемы и решаются. Круто нарастили, скажем, взносы для жильцов за будущий капитальный ремонт. Подозреваю, что немногие дождутся этого ремонта, но деньги-то поступают исправно и прямо на данный момент. Или, скажем, увеличили НДС, обложив добавочным побором покупателей всех товаров и услуг. Цель идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата была возвышенная — чтобы финансировать прогрессивные нацпроекты, выдуманные лоббистами. Правда, нацпроекты пришлось приостановить, но повышенный НДС остался в силе и радует государственных финансистов.
Этим же методом вполне можно осчастливить граждан и «гарантированным доходом». Придумать какой-нибудь побор, а лучше несколько, и люд сам себе заплатит. Вот только популярности начальству это не прибавит.
Поэтому давайте рассчитывать, что разговоры о ниспослании выше этого «дохода» — лишь бесстыжий, хотя и хорошо скоординированный словесный маневр, за которым нет никаких практических целей. Так нам дешевле выйдет.