Не пропусти
Главная / Новости Самары / В Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова | СОВА — главные новости Самары

В Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова | СОВА — главные новости Самары

Галерею вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями «Виктория» на два месяца заполнили работы столичного концептуалиста — открылась выставка «Я не готов к этой идее. Дмитрий Александрович «мужчина») — мужское личное имя греческого происхождения Пригов» (0+). На цокольном этаже сразу начала работу выставка-оммаж классику советского андеграунда.

В Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова | СОВА - главные новости Самары0 Фото: Андрей СавельевВ Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова | СОВА - главные новости Самары1 Фото: Андрей СавельевВ Самаре открылась выставка московского концептуалиста Дмитрия Пригова | СОВА - главные новости Самары2 Фото: Андрей Савельев
Не только лишь поэт

Апрельским вечером 2007 года невысокий человек в крупных очках сидит на сцене столичного литературного кафе Bilingua и с характерными модуляциями в голосе читает про «милицанера». Мои столичные друзья не в первый раз на выступлениях Пригова. Для меня же, как для хоть какого, наверное, выпускника филфака, это встреча с легендой, первая и последняя. Жить одному из основателей московского концептуализма оставалось меньше 3-х месяцев. 80 лет ему исполнилось бы в прошлом году. Этой дате и посвящена выставка «Я не готов к этой идее. Дмитрий Александрович Пригов» в самарской галерее «Виктория».

Куратор выставки Анастасия Альбокринова ведает:

— Дмитрий Александрович Пригов в первую очередь известен как поэт, но с конца 1970-х он начинает работать как живописец. На этой выставке сделан акцент на Пригова-художника, а не на Пригова-поэта, хотя эти сферы его деятельности такие объемные, что трудно сказать, какая чаша весов перевешивает. И вообще некорректно говорить «Пригов-художник» или «Пригов-поэт», потому что в данный момент нужно еще сказать «Пригов-перформер», «Пригов-драматург», «Пригов-акционист», «Пригов-авант-рокер» и так далее. Все эти идентичности присутствовали в одном человеке. А сам про себя он гласил достаточно просто: «Я — работник культуры». Тем самым он как будто встраивал себя в советскую действительность, где деятельность работника культуры была в неком смысле номенклатурной.

Откуда и зачем ты вышел?

Концептуализм направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта — постмодернистское направление в искусстве, в котором идея произведения важнее формы ее выражения. Хорошей иллюстрацией может служить, например, серия совокупность предметов, обладающих одним или несколькими общими объединяющими признаками Пригова «Фантомы инсталляций», сделанная в 1990-е. В ней смоделированы странноватые объекты. Так, в работах «Зверь 1», «Зверь 2», «Зверь 3» перед нами что-то вроде накрытого темной тканью экскаватора. Пригов по образованию скульптор, но фантомы на бумаге самодостаточны как идеи в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты инсталляций и не предполагали трехмерной спец реализации. Несмотря на это, в центре выставки можно увидеть инсталляцию «Чудище» (концепция и разработка — PrigovbyPrigov, реализация — Дмитрий Кадынцев). Это единственная на первом этаже работа, выполненная не самим Приговым. Этажом ниже, в Victoria Underground, интерпретация творчества Пригова стала мыслью для отдельной выставки.

Экспозиция «Я не готов к этой идее» построена как движение от текста к изображению. Один из главных разделов посвящен стихограммам Пригова — особым образом записанным стихам. Визуальная поэзия, набранная на пишущей машинке, была предназначена для произнесения. Слушать, как это звучало, можно в кинозале. Там на экране крутят записи чтений и перформансов, в том числе выступления в Самаре в 1997 году, а также музыкальных практик поэта в составе группы «Среднерусская возвышенность».

Советская реальность была основной темой и предметом московского концептуализма в первые годы его существования. Стихограммы часто построены на деконструкции официозных штампов и казенных фраз. К примеру, в работе «Деятель культуры» (1979-1980) из словосочетаний «дом культуры», «деятель культуры» и «парк культуры» образуются 10-ки других, чаще всего не имеющих никакого смысла или несочетаемых, например, «зев культуры», «залив культуры понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности«, «слесарь культуры» и «нанаец культуры». Схожим образом работает с языком писатель Владимир Сорокин — самый известный, наверное, из ныне живущих представителей литературного концептуализма и соц-арта.

Есть у Пригова и экзистенциальные стихограммы. В одной из работ кусочек стандартной анкеты Д.А. Пригова (серия паспорта, судимость, партийность, родственники за границей) помещен в раму из циклических вопросов: «Откуда и зачем ты вышел? Куда направляешься? Где путь твой окончится?».

Текст и изображение взаимопроницаемы. В работе «Это не автопортрет» большая фраза много раз напечатана на листе с карандашным портретом автора. В графике, выполненной шариковой ручкой (основной рабочий инвентарь Пригова), абстрактные понятия («война», «боже») проступают из ассоциативного изображения. В цикле «Рисунки на репродукции» из идиллических пейзажей на зрителя глядит всевидящее око или черное облако с написанным на нем абстрактным понятием. В 1990-е Пригов пишет «икона», «чистота» поверх газетных столбцов с важной повесткой. В серии «Бестиарий» буквы на портретах только намекают, кто из известных личностей зашифрован в изображениях чудищ в средневековом духе.

Пригов 2.0

Филолог Марк Липовецкий ассоциирует Пригова с Марселем Дюшаном, известным, прежде всего, работой «Фонтан» (1917) — обыкновенным писсуаром с подписью. Липовецкий пишет:

— Революция Дюшана в мировом совриске сравнима с революцией, которую произвел Пригов в России.

Для выставки публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни в цокольном этаже галерея «Виктория» попросила современных живописцев поработать над темами творчества Дмитрия Александровича Пригова (поэта, кстати, принято называть или по фамилии, или сходу с отчеством — по его собственному желанию). Фигура, смерть, фантом, конец, гражданин, текст, азбука — ключевые понятия хештегами разграничивают экспозицию. Названа она «В Малевича столица Мальдивской Республики, а также крупнейший населённый пункт архипелага» по еще одной серии фантомных установок Пригова, отправной точкой для которой послужил «Черный квадрат», преобразившийся в руках концептуалиста в «Линию Малевича», «Сапог Малевича», «Два квадрата Малевича» и даже «Вагину Малевича».

Анастасия Альбокринова ведает:

— На выставке вы видите работы художников из Самары, Москвы, Пензы и Уфы, также впервые на open-call галереи откликнулся междугородний состав. Мы выделили набор главных слов в творчестве Пригова. Мне кажется, собирание работ может означать: Работа — это выполнение действий во времени и пространстве с применением силы вокруг центральных слов помогает им вступить в диалог и, допустимо, делает понятнее месседж. Выставка получилась с широким диапазоном: младшему художнику 16 лет, старшему — больше 45-ти. Тут есть работы опытных игроков художественной сцены и тех, кто впервые пришел в галерею как художник. Есть произведения, сделанные за минуту и за несколько лет. Для меня важна эта инклюзивность. Темы и смыслы, с которыми работал Пригов, как жили, так и продолжают жить, и мы продолжаем осмыслять их.

Откликнувшиеся на open-call живописцы пишут серию работ с одним словом «Портрет» в центре холста («Портреты» Саввы Зорина), конструируют человека-стул (Александр и Ольга Филимоновы), вешают табличку с выбитой надписью «Люди! Здесь не на что смотреть, расходитесь! » (Никита Кожевников). В общем, узнаваемо и остроумно работают методом концептуализма.

Выставка работ Пригова открыта до 27 июня, «В Малевича» — до конца мая. Спецпроект реализован при поддержке Фонда Пригова и фонда V-A-C.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Больницу в Кошкинском районе Самарской области возглавил врач-травматолог |

В клинике Кошкинского района назначили нового главного врача. Им стал Виталий Салманидин. ...