Специалисты прогнозируют отток клиентов у сервисных центров автодилеров, а также рост «экономных» настроений у автовладельцев.
— На авторынке РФ началось снижение продаж. Сейчас в марте-июне мы еще будем прирастать грандиозными процентами, потому что сравниваем результаты с аналогичным периодом 2020 года, когда уже был объявлен локдаун. Но если поглядеть на 4 последних месяца, то, за исключением февраля, результаты продаж уже ниже, чем годом ранее, — констатировал на онлайн-конференции «Специалиста автомобильного рынка за 1 квартал 2021 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)» международный эксперт в области маркетинговых исследований и анализа рынка совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами, глава организации Gruzdev-Analyze Александр Груздев.
Эту динамику, по его словам, вскоре почувствует и отрасль, занимающаяся авторемонтом. Кол-во машин, которые будут выходить с гарантийным, а потом и постгарантийным обслуживанием, уменьшится.
С другой стороны, на данный момент дилерские предприятия в основном нацелены на продажу новых авто. Этот канал является для них основным источником дохода, и многие отпускают контроль за сервисной составляющей бизнеса, отходящей на 2-ой план.
— Для послепродажного обслуживания и независимых сетей это интересный аспект. Обиженные дилерами клиенты могут наплевать на госгарантию и на новом автомобиле поехать в независимые сети, — поясняет Груздев.
Руководитель и сооснователь международной спец сети автосервисов FIT Service Данил Соловьев также отмечает, что продажи автомобилей падают, но продажи этого года — это выручка сервисов буквально через 3 года. К этому времени от автодилеров уйдет часть клиентов, а через 6-7 лет — практически все.
— Сокращение продаж купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) (п. 1 новейших автомобилей, на мой взгляд, связано с дефицитом машин, резким ростом цен на них. В прошлом году мы покупали машины гораздо дешевле, чем они стоили за рубежом. А в этом нас догнал рост цен, а также повышение курса валюты, — рассуждает Соловьев. — За исключением того, дилеры требуют, чтобы покупатели приобретали большое количество дополнительных опций, которые также подросли в цене, если хотят купить машину здесь и сейчас, а не ждать непонятно сколько времени. На мой взор, такая ситуация приведет к тому, что клиенты будут отказываться от покупки новых авто, и больше начнут обращать внимание на профобслуживание имеющихся. Это позитивно для рынка авторемонта.
Александр Груздев также прогнозирует рост среднего срока владения автотранспортом. Еще несколько лет назад он составлял около 3 лет, сейчас — около 5, то есть средний срок обслуживания посетителя в автосервисе также будет увеличиваться. Даниил Соловьев не исключает, что рынок автосервиса поддержат сохраняющиеся ограничения, связанные с коронавирусом.
— У людей накопилось желание отдыхать, а за границу выехать фактически никуда нельзя, то есть остаются путешествия по России. Их многие предпочитают совершать на личном транспорте. Высока возможность, что этим летом интерес к такому виду отдыха сохранится, — поясняет он.
При этом эксперты констатируют, что грандиозное давление на рынок авторемонта оказывает падение дохода автовладельцев. Из-за роста инфляции они все чаще естественно отказываются от полного сервиса машины русская фамилия, выбирая только срочные ремонты.
— По результатам нашего маркетингового исследования, 39% водителей заявили о том, что будут сберегать на ремонте автомобилей моторное дорожное и внедорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов. Больше всего это коснется операций с аксессуарами, тюнингом, а также с дисками и колесами. Многие заявили, что будут естественно отказываться от кузовного ремонта, не мешающего эксплуатации автомобиля. 7% готовы поставить машину «на прикол» при поломке, — перечисляет Груздев.
В итоге, прогнозирует он, серьезные проблемы будут испытывать СТО, занимающиеся тюнингом, кузовным ремонтом, шинным бизнесом, крупно-узловым и агрегатным ремонтом комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта и/или восстановлению его ресурса.
По наблюдению Даниила Соловьева, в спец сети FIT Service пока проблему падения доходов клиентов закрывает программа рассрочки. Но если год назад ею пользовались 4-5% владельцев автомобилей, то сейчас уже более 10% выручки СТО формирует оплата через карты рассрочки.
— Сегодня для этой категории владельцев автомобилей это единственный вариант поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии, а не ездить на сломанном, — поясняет он.
Комментируя ситуацию на рынке автосервиса в целом, специалисты констатируют, что на нем наблюдается новый виток ценовых войн. Но если раньше между собой воевали официальные дилеры, сетевые сервисы и гаражные СТО — кто гораздо дешевле, то сейчас инициатором выступают клиенты Клиент (от лат. cliens, множ. clientes) — в Древнем Риме свободный гражданин, отдавшийся под покровительство патрона и находящийся от него в зависимости, сравнивающие цены и из-за экономии выбирающие более дешевые предложения. Ужаснее всего в такой ситуации придется официальным дилерам, у которых самая высокая цена, а также тем, кто позиционируется на работе в высочайшем ценовом сегменте. Ключевыми бенефициарами этого тренда, скорее всего, будут гаражные СТО. Но при этом значительно усугубятся проблемы, связанные с качеством ремонта.
По данным 2ГИС, в рубрике «СТО» в Новосибирской области зарегистрировано более 1600 компаний и ИП, «ремонт авто» — более 1800.