Главная / Финансы / О жадности капиталистов

О жадности капиталистов

 

 

 

О жадности капиталистов0

 

Меня тут в комментах назвали инфантильным. Дескать, я романтизирую капиталистов — этих жадных и примитивных хапуг. Цитирую: «[у вас] инфантильные представления о богачах. Кто-то из них дал все свои деньги на благо всего человечества, ограничившись разумным минимумом? Нет таких. Все борются за увеличение капитала, и так уже превосходящего любые разумные потребности».

Жаль, что современные коммунисты предпочитают молиться своим кумирам в варварской манере, совершая символические жертвоприношения у памятников. Если бы они отыскали время прочесть приказы и письма покойных вождей, их представление о реальном мире было бы куда как мение наивным. Вот, например, из речи Иосифа Сталина на восьмом съезде ВЛКСМ:

Чтобы строить, надо знать, нужно овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех – и у противников и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью.

 

И вправду, учиться у друзей коммунист не всегда может. Друзья коммуниста склонны оберегать его от лишней информации, цензурировать противные факты. Если мы откроем Большую Советскую Энциклопедию, мы обнаружим, что для статьи про меценатов составители не нашли места ни в одном из 30 томов. Там есть короткая статья про Гая Цильния Мецената, но там нет даже намёка на легионы российских меценатов, которые на свои деньги строили в империи школы, клиники, театры и картинные галереи.

Вот далеко не полный список меценатов Российской Империи на Википедии общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики, он насчитывает больше 300 фамилий. Большие цифры, если вспомнить, что купцов русская фамилия первой гильдии в принципе было мало, а купцы второй-третьей гильдий в историю уже по большей части не попали, так как затерялись в тени известности собственных более состоятельных товарищей:

https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Категория:Меценаты лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им финансовую помощь из личных средств_Российской_империи

А вот перечень благотворителей на той же Википедии — чуть более короткий, чем список меценатов, ибо помощь художникам приносит больше славы, ежели помощь крестьянским детям:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Благотворители_Российской_империи

Многие из попавших в список купцов тратили на благотворительность всё или почти всё своё состояние. Весьма показательна, к примеру, история Гаврилы Солодовникова, выходца из умеренной семьи. Не получив должного образования и не впитав купеческих традиций, Гаврила Гаврилович вёл себя самым зазорным образом, как карикатурный торгаш из социалистических фельетонов. Он был скуп, самодурен и непорядочен. Несмотря на свои недостатки, — а злые языки говорят, что благодаря им, — Гаврила Солодовников сказочно разбогател. Ещё при жизни он строил театры и больницы. После погибели купца выяснилось, что в наследство детям он оставил 800 тысяч рублей, тогда как 20 миллионов — большая по тем временам сумма — отписал на постройку женских училищ, профессиональных школ, жилья для бедных и рабочих сословий:

https://vc.ru/story/14654-solodovnikov

Его сын выстроил как минимум два таких дома — с лифтами и электричеством. Вероятно, построил бы и больше, однако наступил 1917 год, и идею доступного жилища для рабочих пришлось заморозить на долгие 40 лет.

Выше я кратко описал историю Гаврила Солодовникова, бизнесмена нетипичного, паршивую овцу и анфан террибль русского купечества. Как видите, даже худшие представители сословия считали нужным помогать обществу рублём и делом.

Основная масса купцов делала то же самое в спокойном рабочем режиме. Чтобы не перечислять долгие фамилии, которые и без меня можно найти в Википедии, сошлюсь только на знакомых вам уже купцов Абрикосовых, основоположников знаменитой кондитерской фабрики, переименованной позже в честь советского агитатора Бабаева. Кроме школ и квартир для нуждающихся Абрикосовы выстроили также большой родильный приют, известный москвичам как роддом имени Крупской.

Вообще, если мы поглядим на социальную инфраструктуру ленинской и сталинской России, мы обнаружим, что огромная её доля — учебные заведения, больницы, театры, картинные галереи — была построена личными лицами до революции. Советский вклад начал соперничать с дореволюционным только при Хрущёве, ранее советская власть предпочитала быстрее переименовывать, нежели строить.

После ухода КПСС с исторической сцены дореволюционные традиции возобновились. Вот списки современных российских благотворителей и меценатов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Благотворители_России или Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Меценаты_РФ

Перечни крайне фрагментарные: в них нет даже знаменитого Владислава Тетюхина, потратившего всё своё миллиардное состояние на строительство суперсовременного лазарета в Нижнем Тагиле. Отчасти это можно объяснить тем, что Википедия вообще с большой неохотой размещает позитивные вести о России, отчасти тем, что современные бизнесмены предпочитают жертвовать деньги на общественные проекты анонимно.

Весьма типичны, к примеру, трудности владельцев магазинов, пытавшихся раздавать хлеб нуждающихся. Большую часть подобных начинаний пришлось свернуть, так как «нуждающиеся» проявляли такую агрессию по отношению к торговцам, что те вскоре клали заявление об увольнении на стол:

https://www.miloserdie.ru/news/besplatnuyu-razdachu-hleba-prekratili-iz-za-agressii-poluchatelej/

Добрые дела наказываются. Пару раз напоровшись с размаху на последствия собственных поступков, бизнесмены обычно включают режим секретности, чтобы не расплачиваться дополнительной головной болью за выделенную на нужды общества сумму. До революции, видимо, эта неувязка не стояла так остро.

В Императорской России купцы человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи занимались меценатством и благотворительностью по трём главным причинам.

1. Будучи людьми инициативными и ответственными, купцы считали правильным не просто зарабатывать деньги, но и менять в лучшую сторону мир вокруг себя. Бюджеты у гос-ва были тогда меньше, так что многие инфраструктурные проекты, — канализация в Самаре, например, — делались за счёт личных лиц, желающих помочь родному городу.

2. Большая часть купцов была глубоко верующей. Кем бы ни был купец, — православным, старообрядцем, иудеем, протестантом — вера прямо добивалась от него отдавать значительную часть Часть — собственное подмножество; доля чего-либо дохода на благотворительные нужды.

3. Расходы повышали статус купца. Построенная негоциантом условная больница носила его фамилию, выделяя тем самым купца на фоне товарищей. Товарищи, понятно, не желали отставать, поэтому строили школы, театры и мосты. Коммунисты сторонник идей коммунизма, либо член коммунистической партии позже активно переименовали купеческие постройки в личную честь, однако некоторые названия, — Борисов мост, например, или Крюков канал, — сохранились до сих пор.

Эти три предпосылки работают и в современной России, пусть и немного иначе, чем век назад.

Вместо подведения итога замечу, что благотворительность оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается с меценатством — древнее и никак не уникальное для России явление. Многие иностранные бизнесмены лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства, начиная с Билла Гейтса и Джорджа Сороса, растрачивают на благотворительность значительную долю своих доходов.

Показательна история Чарльза Фини, создателя знаменитой спец сети магазинов Duty Free. Став одним из богатейших людей мира, он передал все свои миллиарды в основанный им филантропический фонд, оставив себе на жизнь скромные 2 млн долларов — сотые доли процента от нажитого состояния. Один из его проектов — Институт Лимерика в Ирландии, в котором сейчас учатся 13 тысяч студентов. На историю наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений Чарльза Фини комфортно ссылаться в разговоре с конспирологами, которые думают, будто расходы на благотворительность — это завуалированные взятки, самопиар или пробы уйти от налогов.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан