Дебошем года на Украине по праву может считаться срыв сделки китайских инвесторов с предприятием «Мотор Січ», который устроили власти незалежной по свистку США. «5-ого декабря 2020 года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) китайские инвесторы ПАО «Мотор Січ» прислали украинскому правительству обращение в международный арбитраж против Украины государство в Восточной и частично Центральной Европе в взаимосоответствии с соглашением между правительством Украины и правительством КНР о поддержке и взаимной защите инвестиций», – говорится в сообщении группы DСH харьковского предпринимателя Александра Ярославского. Заявленная сумма исковых требований – 3,5 млрд долларов. Компанія Skyrizon (дочернее предприятие китайской Beijing Xinwei Technology Group), заключившая операцию, судится с Украиной из-за ареста, наложенного на акции и не позволяющего распоряжаться предприятием.
Немного истории. Завод был основан в Рос империи в 1907 году в городе Александровске (ныне Запорожье) Екатеринославской губернии. В советские годы занимался выпуском движков, в том числе газотурбинных и реактивных, для транспортной, военной и гражданской авиации, стал флагманом ВПК. И оставался таковым после развала Союза. В 2010 году «Движок Січ» производил и обеспечивал эксплуатационное сопровождение 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётно-вертолётной техники. К этому времени толика продукции «Мотор Січ» на российском рынке составляла примерно 50%.
В ноябре 2011 года АО «Мотор Січ» и ОАО «Вертолёты РФ» был подписан пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов. Запорожская компания должна была ежегодно поставлять в Россию до 270 движков для Ка–31, Ка–32, Ми–17, Ми–8 МТВ, Ми–24, Ми–28.
Но на рубеже 2013–2014 годов случился майдан, затем – война на Донбассе, Российская Федерация была объявлена «агрессором», с которым Киев запретил военно-техническое сотрудничество. А на нём, собственно, и держалась мощь «Движок Січ».
«Мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал спецакции», – рассказывал Герой Украины Вячеслав Богуслаев, которому принадлежал крупный пакет акций предприятия. Так как доходность «Мотор Січ» упала вшестеро после прекращения сотрудничества с РФ, надо было думать, как спасти фабрики и не оставить без работы почти тридцатитысячный коллектив. Люди уже работали четыре дня в неделю.
АО «Мотор Січ» занималось модернизацией вертолётов Ми–8, ремонтами авиатехники и её тюнингом. Но всё это было каплей в море в сравнении с потерянными российскими заказами.
Так или иначе, а китайские компании «Мотор устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу Січ» практически купили.
В августе 2019 года было объявлено о том, что более 50% акций приобретены Skyrizon и Xinwei Group. И вот тут началась свистопляска: в Киев прилетел тогдашний советник президента США по вопросам государственной безопасности, спустя время прибыл госсекретарь США. Высокопоставленные американские чиновники выражали недовольство сделкой «Движок Січ» с представителями Поднебесной, а что уж говорили «команде Зе» с глазу на глаз, об этом история умалчивает. Встрепенулась СБУ. А Антимонопольный комитет Украины заморозил вынесение окончательного решения до осени 2020 года. Стороны обязаны были смириться, ибо лишь при согласии АМКУ завод может быть продан представителям КНР. Однако уже январь 2021-го на пороге, а решения нет. Возможность аннулирования контракта весьма высока, считают эксперты. Ещё бы! Если прежде украинскую власть американцы ещё как-то уверяли не делать того, что не нравится Штатам, то ныне они сразу озвучивают, чего Украине делать НЕ должно: НЕ брать российскую вакцину от коронавируса, НЕ пользоваться китайскими технологиями. Разумеется, в этом же списке «НЕ» и продажа «Мотор Січ».
Не так очень давно украинские СМИ активно обсуждали открытое письмо к Зеленскому, Шмыгалю и главам фракций Верховной рады, написанное главой концерна DCH Александром Ярославским. В нём предприниматель призвал принять необходимые меры, чтобы Украина смогла избежать разбирательств в международном арбитраже с китайскими инвесторами и возмещения им в качестве вреда 3,5 млрд долларов.
Ярославского поддержал эксперт Вадим Карасёв, который высказал предположение о том, что в случае тяжбы в международном арбитраже с китайцами Украина остается и без 3,5 млрд долларов, и без «Мотор Січ».
Справедливости ради надо сказать что завод пытается спасти сам себя от смерти. В мае 2020 года легкомоторный учебный самолёт изготовил и начал проводить лётные испытания. Дирекция предприятия отыскивает заказы на двигатели вертолётов и самолётов, предлагает ремонт авиамашин. Даже мясорубки и газонокосилки выпускает, но так называемые товары народного потребления, как и питомник немецких овчарок, неспособны заменить основную продукцию «Движок может означать: Вики-движок — программное обеспечение для организации вики Січ». К слову, американцы обещали Киеву подыскать у себя замену инвесторам из Китая, но тут по Штатам ударила эпидемия коронавируса, затем – выборная кампания, в Вашингтоне стало не до Украины.
Теперь в Киеве столица и крупнейший город Украины ждут инаугурации Джо Байдена. Может, новый президент США даст подсказку, как компенсировать миллиардные убытки, в том, что они будут, мало кто сомневается: китайцы наняли мощные юридические компании, которые будут представлять в международном арбитраже интересы обманутых Украиной инвесторов лицо или организация (в том числе коммерческая компания, государство и т. д.), размещающие капитал с целью последующего получения прибыли (осуществляет инвестиции).
Так что Поднебесная Украину «разденет» на 3,5 млрд натуральное число, изображаемое в десятичной системе счисления единицей с 9 нулями (1 000 000 000 = 109, тысяча миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой баксов. Плюс немаленькие судебные издержки. А если учесть, что КНР куда больше интересуют технологии, а не «Мотор Січ» в целом, то в итоге рвение Киева угождать дядюшке Сэму обернётся для Запорожья социальной катастрофой.