Главная / Новости СПБ / Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

В скором времени форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения Петербург может навечно утратить десятки архитектурных памятников — настоящих шедевров деревянного зодчества. Чтобы спасти эти объекты, архитектурное бюро «Компания 44» разработало проект «Музей под открытым небом», который нацелен не только на сохранение деревянных памятников, но и на создание новенькой точки притяжения туристов в Северную столицу. Однако чиновники не торопятся рассматривать эту идею, наблюдая со стороны за разрушением уникальных исторических построек. Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

 

Словосочетание «деревянное зодчество» у многих ассоциируется с церквями и храмами Древней Руси. Но в Петербурге это, конечно же, остальные объекты — дачи писателей и поэтов, усадьбы, загородные дома, оранжереи. У памятников деревянного зодчества есть одна принципиальная особенность: поскольку большинство из них не эксплуатируются, из-за постоянных перепадов температур, сырости и грибка многие из них находятся просто напросто в ужасающем состоянии. Об эстетической ценности таких построек говорить уже не приходится.

Для того, чтобы сохранить монументы деревянного зодчества от разрушения, специалисты «Студии 44» разработали инвестиционный проект. Его основная идея —  перенести уцелевшие строения в единое пространство и создать Музей учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью под открытым небом. К слову, в России сейчас действуют 30 схожих музеев деревянного зодчества. Самые известные из них — Кижи (Карелия), Малые Корелы (Архангельская область), Витославицы (Новгородская область).

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

Практика сотворения таких музеев уже давно реализована в Европе. Многие из них превратились в туристические достопримечательности, значимость которых превосходит ценность раздельно стоящих и разрозненных зданий на территории городов и стран. Например, центр города Рерос в Норвегии: он полностью состоит из отреставрированных древесных памятников зодчества или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека и является объектом всемирным наследия ЮНЕСКО. Население города — около шести тыс человек, при этом Рерос посещает около миллиона туристов в год. 

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

В Болгарии недалеко от городка Габрово есть архитектурно-этнографический спецкомплекс Этыр. Он открылся в далеком 1964 году и сейчас является обязательным местом к посещению у туристов. Музей представляет собою реконструкцию примеров традиционного зодчества Болгарии, а также рассказывает о быте и культуре балканского народа.

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

В примыкающей Финляндии тоже позаботились о сохранении деревянных исторических построек — городок Раума даже включен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. И только в Петербурге уникальные дачи, усадьбы и загородные дома брошены на произвол.

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

10-ки памятников зодчества утрачены навсегда

Время от времени появляется информация о разрушении того или иного исторического монумента деревянного зодчества в Петербурге или Ленобласти. Но на самом деле число домов ДОМ, DOM может означать: Дом — место проживания, жилище; также любое здание или комплекс зданий, находящихся на грани гибели, громадно. Работая над проектом создания музея, специалисты «Студии 44» выявили на территории Санкт-Петербурга 271 памятников древесной архитектуры. Из них за последние 10 лет было отреставрировано всего 34 объекта, а 31 памятник оказался утрачен навечно.

«Некоторые бесхозные памятники требуют принятия безотлагательных мер. Многие объекты десятилетиями не эксплуатируются, отключены от инженерных коммуникаций. Из-за неизменного замораживания-оттаивания образовались дереворазрушающие грибы, началось гниение деревянных конструкций. Решением проблемы является вовлечение таких памятников в хозяйственный оборот, который вероятен только при выполнении ими музейных функций», —  отметили архитекторы.

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

Сам перенос зданий авторы идеи предлагают производить за счет инвестора, которому будет позволено реализовать инвестиционный проект на освобождающемся земельном участке в городской черте. Объекты Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя), находящиеся в гос собственности Санкт-Петербурга, можно выставить на торги и после заключения контракта перенести за счет нового собственника в музей под открытым небом. Так как 20 % деревянных исторических зданий находится в федеральной собственности, стоит рассмотреть вариант привлечения средств из федерального бюджета на реализацию этого спецпроекта. Ну, а содержание и управление музеем также можно предоставить инвесторам, считают специалисты архитектурного бюро. 

 «В качестве последней меры бывали случаи, когда перемещали памятники деревянного зодчества, так как из-за их отдаленности и заброшенности за ними нереально ухаживать. Я такой видел возле Вологды. Но там речь шла о группах памятников, которые друг другу подходили, одной эры одного стиля — например, деревянные церкви и деревянные рубленные дома. Если речь идет о воссоздании памятников, типа как парка развлечений, можно сделать. О таком музее можно вести речь, если это был бы единственный метод спасти памятники, которые могут погибнуть», — рассуждает о проблеме заслуженный архитектор РФ Максим Атаянц.

Древесные дома не могут ждать семь лет

На самом деле, момент для принятия крайних мер уже наступил. Ведь в отличие от памятников сооружение, поддерживающее воспоминания о чём-либо спецархитектуры, которые могут десятилетиями стоять в руинах, времени у деревянных исторических построек практически нет. К сожалению, некие из этих объектов уже невозможно восстановить. А многие потеряют способность к восстановлению через каких-то два года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима).

Неплохой пример восстановления такого памятника — комплекс усадьбы Стенбок-Ферморов, основателей мызы Лахта и дачного поселка Ольгино. Он стоит на Лахтинском проспекте восточнее перекрестка с Радиальный улицей. В комплекс входит четыре деревянные дома и один кирпичный. В последние годы постройки стояли заброшенными, в них нередко случались пожары. В 2018-2019 при участии архитекторов «Студии 44» был воссоздан объем дореволюционного строения.

Кто ответит за гибель памятников деревянного зодчества в Петербурге

Между тем, в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры почему-то предпочитают не замечать делему и руководствуются особыми представлениями о сохранении деревянных памятников.

«Создание музея деревянного зодчества под открытым небом, как и подчеркивают создатели Концепции, требует тщательного изучения и всесторонней аргументации. В настоящее время такое предложение не рассматривается, допустимо, к этой идее специалисты сочтут целесообразным вернуться в будущем», — сообщили в КГИОП.

Чиновники из профильного комитета идут своим путем. Так, в 2020 году по программке «Рубль за метр» они сдали в аренду дачу Н.М. Кочкина и загородный дом Л.А. Змигродского в Сестрорецке. В соответствии с условиями ПО, арендаторы обязаны в срок до 7 лет провести там реставрационные работы. А на подготовку проектной документации отводится два года. За это время от этих дач останутся одни гнилушки. И освободившийся земляной участок.

Наш дом Россия уже писали, как петербургские архитекторы пытаются сохранить городские памятники от гибели, предлагая современные проекты их реставрации возможным инвесторам. Однако даже после получения всех разрешений и согласований многие перспективные проекты Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы (SEBoK):272 Является результатом проектирования — процесса определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765) останавливают буквально через суды «градозащитники». Из-за чего в историческом центре Петербурга -Петербург (с 18 [31] августа 1914 года до 26 января 1924 года — Петроград, с 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года — Ленинград, в разговорной речи — Питер, сокр. — СПб) — второй по численности населения город России появились десятки заброшенных зданий и почему ими никто не занимается — эти трудности наша редакция поднимает в цикле публикаций спецпроекта «Руины Петербурга».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Работа вебкам моделями для девушек в Санкт Петербурге: возможности и требования

Работа вебкам моделями для женщин в Санкт Петербурге Введение Вебкам модели — ...