В 2020 году правительству РФ придется ответить на вопрос, где достать от 4 до 5 трлн руб., которые не поступят в федеральный бюджет из-за падения нефтяных цен и кризиса в мировой экономике. За последние три месяца Минфин нашел два решения проблемы: секвестр бюджета на 10% и повышение госдолга, составляющего всего 20% ВВП. До недавнего времени Минфину удавалось занимать – ведомство завлекло рекордные 1,08 трлн руб. во время пандемии. Воодушевившись успехом, Минфин решил с июля по сентябрь реализовать госдолга еще на 1 трлн руб. Но внезапно выяснилось, что желающих давать России в долг больше нет.
Покупателей долга нигде не видно
- РФ все тяжелее занимать деньги для финансирования бюджетного дефицита, который в этом году обещает стать самым большим за десятилетие. Аукцион по продаже облигаций федерального займа (ОФЗ) 29 июля очутился провальным: Минфин (финансов — государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой политики, а также осуществляющий общее руководство и контроль в области организации финансов) не смог распродать весь выпуск 5-летних ОФЗ 26234 и ОФЗ 29014 с плавающей ставкой и погашением в 2026 году.
- Пятилетние ОФЗ приобрели на 8,6 млрд руб. при предложении 30 млрд, причем половина ушла одному покупателю. ОФЗ с плавающей ставкой предлагались на 193 млрд руб., но продано было вообще всего 19,2 млрд руб., поскольку 90% заявок поступили со скидками до 98,5% от себестоимости бумаг.
-
- В общей сложности аукцион принес около 28 млрд руб., в два раза меньше, чем неделей ранее, когда Минфин заняло 60 млрд. При этом, чтобы выполнить план по заимствованиям, правительству надо продавать по 80-85 млрд руб. госдолга каждую неделю. Поскольку этого не происходит, встает вопрос: кто будет брать госдолг России. Несмотря на то, что у России низкий уровень госдолга (вообще всего 20% ВВП), спроса на него нет.
- Успехи второго квартала, когда посчастливилось занять 1,08 трлн руб., объяснялись стечением обстоятельств. С одной стороны, Центробанк снижал главную ставку и делал деньги дешевле. Доходность ОФЗ, напротив, росла и была намного выше, чем бумаги развитых государств. Однако цикл снижения ключевой ставки подошел к концу, рубль начал девальвироваться, утратив существенно с конца июня.
- В свою очередь Минфин нацелен продавать средне- и длительные долги, говорит начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин. Но емкость такового рынка с учетом потенциальных инвесторов – пенсионных и страховых фондов, личных инвесторов, банков и населения – 1-1,5 трлн (натуральное число, изображаемое единицей с 12 нулями (1 000 000 000 000 = 1012, тысяча миллиардов или миллион миллионов) в системе наименования чисел с короткой шкалой (в том числе и в России); 18 нулями (1 000 000 000 000 000 000 = 1018 = 106 × 106 × 106 = (106)3, миллион миллионов миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой) руб. И Минфин уже избрало этот объем.
- Чтобы занимать и дальше, говорит аналитик, Минфину надо увеличить премии для частных инвесторов, снизить сроки размещения и подключить к госдолгу ЦБ как покупателя. Но Минфин не собирается платить очень большие премии и сокращать срок обращения облигаций. Поэтому ему придется расстаться с мыслью финансирования бюджетного дефицита за счет госдолга и проводить секвестр бюджета. В 2021 году он намечен на 1,428 трлн руб., в 2022-м – на 1,892 трлн, а в 2023 – на 1,364 трлн. Экономика и россияне ощутят его на себе.