Ценовые пляски: когда политика работает против экономики
Почему в РФ за всё в итоге расплачивается конечный потребитель
Наталья Петрова
Сергей Лантюхов/NEWS.ru
Ростом цен в России сегодня никого не удивишь. О нём отписывают, пробуют найти ему объяснение, пытаются остановить. Получается, правда, не очень. Компенсируя выпадающие доходы, предприниматели продолжают повышать ценники, а потребители — безропотно платить. Одновременно люди вынуждены экономить, всё туже и туже затягивая пояса. Почему падение платёжеспособного спроса не приводит к понижению цен, как во всём мире, — не праздный вопрос, ответ на который искал NEWS.ru.
Российская экономика продолжает поражать. Из-за пандемии спрос во многих сферах снизился, а где-то даже откровенно рухнул. Падение реальных доходов привело к тому, что россияне вновь стали сберегать на путешествиях, развлечениях и даже на продуктах. К слову, именно стоимость продовольствия волнует рядовых потребителей в первую очередь.
По воззрению экспертов специалист проводящий экспертизу, то есть приглашённое или нанимаемое лицо для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в данной области, во многом причина безудержного роста цен — огрехи экономической политики политический дéятель — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью или влияющее на политические процессы, которая в свою очередь является первопричиной «недоразвитости» рос рыночной экономики.
При адекватной политике и с экономикой хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления всё было бы в порядке, уверен директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.
По словам профессионала, другой вопрос уже из области ментальности российского бизнеса. Решить проблему выпадающих доходов можно 2-мя путями. В условиях недостаточного спроса можно попытаться не поднимать или даже снизить цены: в накладе компания не остается, ведь объёмы продаж благодаря доступной цене должны увеличиться. Но отечественные предприятия зачастую идут иным путём. В условиях кризиса, проблем с экономикой, выпадающих доходов они поднимают цены, сетует экономист.
По воззрению эксперта, решение проблемы начинается с её осознания и признания. Признав наличие проблем с конкуренцией, государство должно начать активнее защищать и совершенствовать её. Здоровая конкуренция в одночасье не возникнет, это «дело муторное, длительное», замечает Николаев, напоминая, что «мы уже десятки лет совершенствуем рыночную экономику». Но защита и развитие конкуренции — задача не одной лишь Федеральной антимонопольной службы. В этом случае все экономические ведомства должны работать в связке, сделав этот вопрос приоритетным.
Впрочем, ведущие экономисты признают, что недоразвитость конкуренции не единственный фактор, влияющий на цены. Это и то, что происходит с рублём, и то, каким образом власти пробуют повлиять на стоимость тех или иных товаров. Если пытаться обуздать цены их замораживанием, впоследствии можно ждать более высоких темпов инфляции. Просто не надо больше совершать подобные ошибки, предупреждает Игорь Николаев.
Сергей Лантюхов/NEWS.ru
Возрастающий ценник — это обратная сторона медали под названием «доходы населения». Потребительские цены повышаются вовсе не на фоне роста доходов людей, а как раз на фоне их падения многозначный термин: Свободное падение — движение объекта, возникшее в результате воздействия на него гравитации, указывает профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики СПбГУ Александр Лякин. Нас интересует не кол-во рублей, которое мы получаем, а то количество товаров и услуг, которые мы можем за эти рубли приобрести.
Растущие цены как раз свидетельствуют о падении доходов населения. Если бы не данное событие, темпы инфляции были бы заметно выше за счёт эффекта переноса валютного курса в цены, считает ведущий экономист. Напомним, по итогам 2020 года курс рубля к доллару упал на 17%. А годовая инфляция в январе, по данным Росстата, составила 5,2%.
В итоге и за девальвацию, и за растущие издержки компаний обязан расплачиваться конечный потребитель. Решение проблемы эксперт видит в увеличении доходов населения, но никак не в попытках ограничить цены количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара сверху.
Доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников припоминает, что цены растут не только в России, но и во всём мире в целом.
По словам эксперта, российские чиновники, отвечающие за экономическую политику гос-ва, почему-то считают первостепенной задачей увеличение налоговой нагрузки, ужесточение контроля за переводами, повышение НДС, упрощение интернационального движения капитала (видимо, скорость оттока слишком мала), борьбу с обналичиванием денег и прочие «способы кнута».
Падение спроса вместе с ростом издержек компаний, в том числе из-за глобальных факторов, привести к стабилизации цен или их понижению никак не может, подчёркивает эксперт. По его мнению, кардинально исправить ситуацию в условиях мирового кризиса и тривиального идейного застоя экономического блока правительства не получится, так что рост цен и падение доходов денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени, скорее всего, продлятся. Вместе с тем экономист предполагает, что со стороны потребителей естественным образом начнётся самоорганизация в «кооперативы» и сообщества для понижения издержек при закупках.